Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Король говорит! (The King's Speech, 2010)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
США Рим СССР ММКФ НКВД Пьер Бурдье Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Англия Сталин Италия варяги Москва Польша власть и общество Вторая мировая война Первая мировая война Россия XVIII в. Испания история Франция Украина геноцид славяне история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России Древняя Греция история Европы история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история России XVIII в. история Франции история культуры история университетов Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы социализм аннотация Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I археология Прибалтика античность геральдика Декабристы агиография имагология социология Тевтонский орден Российская империя социальная история Возрождение колониализм национализм Витгенштейн цивилизация гражданская война Французский ежегодник христианство микроистория антропология историческое знание политическая история историческое познание исторический источник историография франковедение Средневековая Русь Тихоокеанская война средневековый город международные отношения историописание Великобритания XX век
Король говорит! (The King's Speech, 2010)

Король говорит! (The King's Speech, 2010)

Страна: США, Великобритания, Австралия
Язык: английский
Режиссер: Том Хупер
В ролях: Колин Ферт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер, Гай Пирс, Майкл Гамбон, Тимоти Сполл
Продолжительность: 118 мин.
Награды:  4 Премии "Оскар" (2011), 7 Премий БАФТА (2011)

В воскресенье 27 февраля в Лос-Анджелесе в 83-ий раз состоялось вручение наград американской Академии кинематографических искусств и наук. Большинству населения мира этот приз известен под своим неформальными названием «Оскар». В нынешнем году триумфатором церемонии стала картина «Король говорит!», снятая режиссером Томом Хупером и рассказывающая о занимательных фактах из жизни британской монаршей семьи. Фильм был представлен в двенадцати номинациях и получил в итоге четыре награды, все из которых можно отнести к главным – лучший фильм, лучший режиссер, лучший актер, лучший оригинальный сценарий. 

Возвышение «Короля» явилось в определенном смысле неожиданностью. Еще примерно за месяц до оглашения имен победителей фаворитом оскаровского соревнования считался другой фильм – «Социальная сеть» Дэвида Финчера, посвященная создателю Facebook Марку Цукербергу. Казалось, максимумом, на что мог рассчитывать «Король», был приз лучшему актеру, который кинокритики пророчили Колину Ферту, сыгравшему роль принца Альберта, коронованного впоследствии под именем Георг VI. Карты спутала американская Гильдия кинопродюсеров, неожиданно признавшая «Король говорит!» лучшим фильмом прошлого года. После этого шансы «Социальной сети» стали стремительно падать. 

События в картине Хупера, сценарий для которой написал Дэвид Зайдлер, начинаются в 1925 году, когда в Уэмбли проходила Выставка Британской Империи. Правивший тогда престарелый король Георг V попросил своего сына принца Альберта произнести торжественную речь на закрытии этого важного мероприятия. На первый взгляд нет ничего необычного в том, чтобы официальное лицо сказало с трибуны несколько высокопарных фраз. Из ряда вон выходящим данное событие делало одно маленькое обстоятельство – принц сильно заикался, и выступление перед многолюдной толпой было для него сродни публичному унижению. 

На протяжении многих лет Альберт пытался избавиться от своего недостатка. Однако занятия с различными логопедами не приносили должного результата, пока однажды жена принца не обратилась за помощью к некому Лайонелу Логу, бывшему актеру из Австралии, ныне проживавшему в Лондоне и зарабатывавшему на жизнь исправлением дефектов речи. Методы и манеры Лога выходили за рамки принятой практики обращения с особами королевской крови. Впрочем, во многом именно нетрадиционность подхода помогла ему достичь существенных успехов в работе. Лайонел Лог видел в заикании Альберта не столько «технический» дефект произношения, сколько отражение его неуверенности в своих силах, чувства собственной несостоятельности перед лицом отца и старшего брата Эдварда.

Прозорливость Лога не прошла даром и на этот раз. Принц Альберт смог преодолеть себя и не вошел в историю как Георг VI «Заика». Наоборот, благодаря прочувствованным радиообращениям в годы Второй Мировой войны король стал для подданных Британской Империи символом сопротивления нацистской агрессии. 

Помимо упомянутого уже Колина Ферта в создании фильма принял участие выдающийся актерский ансамбль. Роль Лайонела Лога досталась обладателю «Оскара» австралийцу Джеффри Рашу. Жену Альберта Елизавету сыграла Хелена Бонем Картер. Подобно Ферту Раш и Картер за свои работы в «Король говорит!» были номинированы на «Оскар» как актер и актриса второго плана. Но в этот раз почести американской киноакадемии обошли их стороной. Гай Пирс, еще один австралийский актер, исполнил в картине роль принца Эдварда, который впоследствии стал королем Эдуардом VIII, но в скором времени отрекся от престола из-за любви к дважды разведенной американке и тем самым открыл Альберту дорогу на трон. В образе старого короля Георга V предстал Майкл Гамбон, более известный публике по роли Альбуса Дамблдора в последних частях саги о «Гарри Потере». Наконец, еще один актер из «Поттерианы» Тимоти Сполл сыграл в «Король говорит!» сэра Уинстона Черчилля. 

Несмотря желание авторов фильма сделать свое произведение как можно более достоверным, профессиональные историки нашли в нем множество деталей, не соответствующих действительности. Прежде всего, отмечалось, что для пущего драматического эффекта степень заикания Альберта в картине сильно преувеличена. В равной мере, по свидетельствам потомков Лайонела Лога, является преувеличением нарочитая фамильярность, с которой логопед общался к августейшему пациенту. Также возражения специалистов встретило то, как в сюжете отражено участие Уинстона Черчилля в кризисе, приведшем к отречению Эдуарда VIII. Документы указывают, что будущий премьер-министр призывал короля остаться на троне. В картине Черчиллю приписывается прямо противоположная позиция. 

Как и другие фильмы о британских монархах, выходившие в последние годы, например, «Королева» Стивена Фрирза или «Молодая Виктория» Жана-Марка Валле, «Король говорит!» предлагает нам по-новому взглянуть на функцию монархии в обществе, основанном на демократических принципах. Действительно, короли и королевы больше не правят в полном смысле слова. Однако это не означает, что их роль сводится лишь к тому, чтобы придавать происходящим событиям романтический флер старины, так высоко ценимый туристами. Будучи символическими главами государств, монархи в полной мере демонстрируют свое значение в исторические моменты, когда общество испытывает потребность в символах, вокруг которых можно сплотиться. И не важно, идет ли речь о военной угрозе, или о всеобщей скорби, вызванной смертью «народной принцессы». Единственно нужно помнить, что разные эпохи требуют от монархов по-разному подходить к исполнению этой символической функции. Георг VI в «Король говорит!» вынужден перебороть заикание, когда распространение радио вынудило ее стать более публичной фигурой. Дочь Георга Елизавета II столкнулась с необходимостью еще дальше отринуть дворцовые условности, когда погибла нелюбимая ею, но обожаемая миллионами принцесса Диана. 

Современное общество хочет видеть более человечный облик монархии, и кинематограф прекрасно чувствует эту потребность. «Король говорит!», «Королева», «Молодая Виктория» показывают нам членов августейшей фамилии не напыщенными особами с парадных портретов, а обычными людьми, борющимися с собственными недостатками, испытывающие неуверенность и иногда страх, способными на глубокие чувства. Случись Эдуарду VIII царствовать в наши времена, никто бы не стал требовать от него отречения из-за любви к «не той» женщине. Впрочем, об этом поговорим в другой раз, когда на экраны выйдет фильм, снятый певицей Мадонной, повествующий как раз об отношениях Эдварда Виндзора и Уоллис Симпсон.

Страница фильма на IMDb.

©  Максим Товкач


Возврат к списку