Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


"1612: Хроники Смутного времени" - исторический фильм. Россия. 2007

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год США СССР ММКФ Крым Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время Южная Африка новая история Санкт-Петербург Европа Россия Сталин Италия Англия Москва варяги фашизм Грузия Вторая мировая война Первая мировая война раннее Средневековье Испания история Франция Украина история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история Италии история России первой четверти XVIII в. история Франции история культуры История Древнего Рима Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия Киевская Русь холодная война новейшее время Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы семиотика Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I Александр III археология античность Прибалтика Декабристы геральдика Сталинград Реформация пропаганда Прохоровка Российская империя социальная история Возрождение колониализм национализм Куликовская битва Французский ежегодник христианство антропология микроистория консерватизм модернизация историческое знание политическая история исторический источник историческое познание историография франковедение Средневековая Русь Тихоокеанская война средневековый город международные отношения историописание Великобритания интеллектуальная история XX век

"1612: Хроники Смутного времени" - исторический фильм. Россия. 2007

Рецензия 1:
Отечественное кинопроизводство стремительно набирает обороты, иначе не могло бы оно произвести на свет такую дорогостоящую, красочную и заказную махину, как «1612» Владимира Хотиненко. Грустить или ликовать по этому поводу — непонятно. Из различных интервью становится очевидно, что режиссер и сценарист абсолютно спокойны и с радостью берутся выполнять просветительскую работу. Девяносто лет назад Владимир Ильич говорил: «Важнейшим из искусств для нас является кино», — имея в виду не что-нибудь высокое, а просвещение и пропаганду. Давненько не снимали такого наивного исторического кино с эдакой просветительско-патриотичной ноткой. Наверное, картина Эйзенштейна «Александр Невский» — последний кинематографический опыт такого рода в нашей стране.

После перемены праздника 7 ноября на праздник 4 ноября у нашего народонаселения назрел вопрос: «Что мы отмечаем?». Вот «1612» и был снят для того, чтобы разъяснить своим зрителям высокий смысл Дня примирения и согласия. Не удивлюсь, если через год выяснится, что его обязаны показывать в средних учебных заведениях с целью ликвидации молодёжной безграмотности и аполитичности.

Владимир Хотиненко, несомненно, входит в десятку самых крупных режиссёров современной России, и он отнюдь не дурак. Когда ему предложили сценарий про смутное время сроком до ноябрьских праздников — он чётко понимал, за что берётся. Так что обсуждать заказанность данного кино — это все равно, что на погоду сетовать. Другое дело, что из пропитанного кровью и запутанными личными счетами сценария Хотиненко сделал такой вот лихой приключенческий фильм, в котором основной действующий персонаж до боли напоминает Волкодава из книг Марии Семеновой.

Фильм начинается с ожившей картины «Бурлаки на Волге», где главный герой Андрейка — строптивый холоп, неправдоподобно тупой и отважный. Когда ему удаётся освободиться от цепей, он бежит не в леса, как того следовало ожидать, а лезет на корабль подглядывать за царевной Ксенией Годуновой. Его, разумеется, ловят и следом в фильме идёт сочная сцена кровавой порки тупоумного холопа.

Пока зритель недоумевает, что за сбой в сюжете — в сознании Андрейки возникают навязчивые флешбэки, где он двенадцатилетним мальчиком подсматривает за купанием царевны Ксении, причём сцена смонтирована с таким напряжением, что ждёшь как минимум утопления красавицы Годуновой и уж точно страшной смерти мальчугана. Но нет, оказывается, холоп Андрейка смертельно влюбился в особу царской крови и именно эта странная выдумка сценариста становится движущей силой всего сюжета.

Вообще в сценарии довольно много странных прорех и пошлых сюжетных ходов. Так, например, буквально все герои связаны замысловатыми личными счетами и их конфликты по степени оправданности больше напоминают мексиканское мыло, чем приключенческий фильм. Самые замороченные отношения между царевной, польским паном и влюбленным холопом. Среди этих троих происходят чередой такие неправдоподобные диалоги, что просто плакать хочется.

В этом смысле нарочитая нелогичность тем больше удивительна, что фильм обошёлся студии «ТриТэ» двенадцать миллионов долларов, и это почти рекордная цифра для нашего исторического кино. У Владимира Хотиненко была полная возможность снимать что угодно, как угодно и где угодно, но его чувство вкуса, одурманенное таким ассортиментом возможностей, видимо совершенно отказалось ему служить. Выходит, он прав, некогда утверждая, что любые рамки стимулируют художника и вседозволенность только во вред искусству. Ведь будь у него всего тысяч двести, он мог бы снять куда более интересный и серьёзный фильм.

В «1612» же полно эффектных, но нелепых и никому не нужных излишеств: испанский пушкарь (очень колоритный актёр, очень красивые костюмы), который после смерти начинает являться Андрейке на манер светящегося призрака-наставника; единорог (очень красивая белая лошадь, повсюду скачет и машет гривой), на которого первые два раза ещё интересно смотреть, а последующие сто раз он уже как-то нервирует; польские крылатые гусары (с безумно прекрасными бутафорскими крыльями), которые гарцуют, конечно, захватывающе, но не пять же минут этого табуна вставлять в картину; взрывы (удивительно правдоподобные, видимо, взрывали взаправду), которые вдруг крушат половину войска; осада крепости, списанная с «Властелина Колец», и так далее, и так далее…

Говорят, что в «Войне и мире» Толстого девочкам интересно только про «мир», а мальчикам только про «войну». Если считать это утверждение верным, то фильм «1612» сделан, безусловно, для мальчиков, которые любят играть в войнушку. Любовная линия невыразительна и девичьего интереса на два часа двадцать минут явно не хватит. Хотя, сказывают, сегодня полно барышень, интересующихся рукопашными боевыми искусствами. Так что, думаю, с публикой у фильма скорее всего сложатся самые нежные отношения, несмотря на то, что его подлинность в историческом смысле более чем сомнительна.
www.kinozavr.com
http://www.ridleyscott.ru/articles/456/

Рецензия 2:
Пусть будет сказано сразу и однозначно: в течение последних двадцати лет на экранах польских кинотеатров не было до сих пор фильма столь антипольского характера, как российский блокбастер 'Год 1612'. Фильм прямо-таки пышет ненавистью к Польше и полякам, в то же время он является фальсификацией истории, совершенно лживо описывая события начала XVII века в России. Особенно отвратительно в фильме оплевывание - в прямом и переносном смысле - католической веры. 'Год 1612' своей формой и содержанием напоминает наихудшие образцы советской кинематографии, коммунистической агитации и пропаганды. И, несмотря на это, с завтрашнего дня он появится на экранах кинотеатров в Польше.

Кажется, зная именно советские традиции, не случайным то, что фильм попал на польские экраны именно сейчас, за несколько дней до 17 сентября - страшная для поляков годовщина агрессии советской России против Польши в 1939 году. Это не случайность, что появление фильма совпало с визитом российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Варшаву. Ровно год назад состоялась премьера давно поляками ожидавшегося фильма 'Катынь', которая стала общенациональным событием. И это неслучайно, что именно сейчас 'Год 1612' появляется в польских кинотеатрах! Не месть ли это за 'Катынь'?

Россия - Польша - Европа

Год 1612. На беззащитную мирную Россию надвигается армия наемников со всей Европы. Главную роль играют поляки, а польская тяжелая кавалерия - гусары с белыми крыльями на латах и с бело-красными штандартами - доминирует в большинстве батальных сцен. Кроме польских наемников есть еще солдаты из других стран Европы, в том числе испанцы, немцы, итальянцы. Мы узнаем их по мундирам и по вооружению, а прежде всего по тому, как грязно ругаются они на своих языках. Интересно, что сами русские никаких неприличных слов не употребляют, хотя повсеместно этим известны. Поляки и остальные наемники (именно так называют их в течение всего фильма) только и делают, что пьют алкоголь. Удивительно, что русские не пьют вовсе! Во всяком случае, в фильме этого не видно.

Действие 'Года 1612' начинается в Риме. Мы видим Базилику св. Петра, Ватикан и влиятельного кардинала, а может, даже папу (он одет в убранство папы). Это он вдохновитель похода на Москву, здесь рождается план собрать католических наемников со всей Европы и напасть на русские земли, чтобы обратить русских в католичество. Папа (или кардинал) призывает фанатичного священника, который вместо того, чтобы обращать огнем и мечом индейцев в Америке, должен стать духовным руководителем похода. Этот священник с искривленной от фанатизма, уродливой физиономией, - конечно же поляк. Он исполняет функцию как бы политрука европейской экспедиции на Восток, во всяком случае, так этот персонаж показан в фильме.

Польский язык - язык змеи

Поляком, естественно, является и главный вождь похода на Россию. В фильме его фамилия не называется. Это злодей, преступник и бандит, к которому обращаются - 'пан гетман'. К сожалению, Михал Жебровский позволил уговорить себя сыграть эту роль. Участие выдающегося польского актера должно было, по замыслу режиссера, сделать этот персонаж достоверным. Потому что если бы жестокого поляка сыграл русский актер, образ не был бы так политически и художественно убедителен. А 'пан гетман' жесток невероятно, убивает беззащитных русских, сжигает мирные русские деревни и даже предает смерти собственное дитя (!) - дочку Юлию. Но самое ужасное, что он силой принудил к сожительству без венчания прекрасную царевну Ксению. И все для того, чтобы стать царем России. Дьявольский план поляка не удался благодаря мужеству и сообразительности простого русского парня Андрюшки. 'Пан гетман', хотя и великолепный военачальник, проигрывает битву с русской армией, а затем поединок Божьего суда с Андрюшкой. Русский наносит поляку удар, называемый 'поцелуем смерти', то есть вонзает шпагу между зубов, а затем в мозг, так что череп оказывается пробитым насквозь. Вся эта сцена показана в фильме с самыми жестокими подробностями. Тысячи русских - свидетелей поединка 'пана гетмана' с Андрюшкой - радостно воют над трупом польского вождя. Сцена показана дважды в замедленном темпе.

Нет никакого сомнения, что прототипом 'пана гетмана' является Станислав Жулкевский - великий коронный гетман и канцлер Речи Посполитой, дед короля Яна III Собеского. Жулкевский - прозорливый политический деятель, герой битвы с турками под Цецорой - в русском фильме представлен хуже некуда, потому что именно так должны быть представлены Польша и поляки. В этом контексте весьма характерен такой эпизод: когда войско европейских наемников осаждает один из русских городов, паролем и отзывом наемникам служат слова 'Варшава - Ченстохова'.

Другой характерный эпизод - это называние польского языка ядовитым змеиным языком. Буквально - именно это мы слышим с экрана! Царевну Ксению упрекают в том, что она научилась польскому языку, а ведь это змеиный язык, поскольку поляки шипят - 'ш, дж, ч' : Естественно, на экране немедленно появляется ползущая черная змея, шипящая у ног славных русских. Русский поп в этот момент держит в руках православную церковную книгу, а по ней ползет очаровательная божья коровка. Этот китч - польская змея и русская божья коровка - наихудший полонофобский стереотип 'Года 1612'. Чтобы эпизод был еще сильнее, создатели фильма связывают его с переходом царевны Ксении в католичество.

В фильме много жестоких сцен. Отрубленные головы и руки поляков, их окровавленные трупы прямо-таки заполняют экран. Убитых русских в батальных сценах нет.

Русский национализм

Сравнение поляков со змеей - это явный националистический, великорусский шовинизм, который всегда видел в поляках врага. Этот образ поляка должен утвердиться в глазах миллионов русских в XXI веке. Поляк - это враг, убийца, насильник русских женщин, поджигатель, агрессор и - что хуже всего - католик.

На создание фильма 'Год 1612' были истрачены огромные деньги - около двадцати миллионов долларов, сумма, невероятная для России. В качестве фильма-эпопеи он адресован многомиллионной аудитории не только в самой России, но также в Белоруссии, на Украине, а также в других бывших советских республиках. Хуже того, этот блокбастер преподносится зрителям в странах ЕС. Создателем фильма является знаменитый русский шовинист и враг Запада режиссер Никита Михалков, к сожалению, выдающийся художник. Фильм полностью создан государством - Российской Федерацией. С какой целью - нетрудно догадаться. Зрители, которые не знают истории, сочтут 'Год 1612' достоверным, почти исторически-документальным. А ведь известно, что в странах Западной Европы никто русской истории не знает. Поляки показаны в фильме преступниками, фанатичными католиками, охваченными русофобией, и именно так они должны восприниматься. Как в течение многих веков, так и сейчас они стремятся втянуть Европу в войну с Россией. Конечно, Россия все равно победит, потому что она не только могучая, но и честная, в отличие от Запада, символом которого является Рим. Последние сцены 'Года 1612' снова разыгрываются в Ватикане, где разочарованный папа даже не хочет выслушать доклад польского ксендза о неудаче похода на Москву.

Понятия не имею, какова роль российской агентуры в появлении этого чудовищного полонофобского фильма на польских экранах. Но такая агентура в Польше, несомненно, есть и действует. Зато я знаю, что фактом распространения 'Года 1612' в Польше должны быть весьма довольны во многих неприязненных нам организациях в Москве, например, в Кремле или на Лубянке. Фильм, конечно, пройдет по всему миру, но зачем нужно показывать его в Польше?

Кто ответит за то, что мерзкий антипольский китч будет оболванивать самих поляков и распространять среди них пропаганду? Отвечает ли за это в какой-то степени министр культуры и национального наследия? Я не могу ответить на этот вопрос. Я лишь знаю, что правами на распространение фильма в Польше обладает фирма ITI Cinema, входящая в империю Вальтеров - медиа-холдинга Grupa ITI, владеющего, в частности телеканалом TVN.

Я не сомневаюсь, что российский блокбастер 'Год 1612' - нечто большее, чем просто плохой и скандальный фильм. Он напрямую угрожает польским государственным интересам, тем более, что на премьере фильма в Москве о нем с большим энтузиазмом отозвался президент и генерал КГБ Владимир Путин.

___________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - ursa

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
http://www.inosmi.ru/world/20080914/243996.html

Автор: 

Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку