Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на рассылку
Сетевое партнерство
|
Валери Жискар д’Эстен. Французы: Размышление о судьбе народа /Пер. с франц. Г. А. Абрамова. Вступит. ст. Ю. И. Рубинского. М.: Ладомир, 2004. 248 с.Добавить рецензию | Мои рецензииВалери Жискар д’Эстен. Французы: Размышление о судьбе народа /Пер. с франц. Г. А. Абрамова. Вступит. ст. Ю. И. Рубинского. М.: Ладомир, 2004. 248 с.Книга Валери Жискар д’Эстена по всем статьям настолько необыкновенна, что вынуждает отступать от правил обычного книжного отзыва. Начать с того, что ее автор – действующий политик. Помимо всякой другой цели, его книга – нормальная часть политического деятельности, выражающейся в борьбе с другими политиками. Разумно предположить, что большинство русских читателей рецензируемой книги (вышедшей по-французски тоже не так давно, в 2000 году) не окажутся специалистами в области современной французской политики.
Мексиканским интеллигентам президент Жискар д’Эстен давал такие пояснения: «В категории политиков или государственных деятелей на самом деле существуют две группы. Первая – это те, кого я называю авантюристами. […] С другой стороны, существуют «концептуальные» государственные деятели, которые хотят провести через свой политический акт некую концепцию экономической, политической и социальной организации своей страны, а также некую концепцию международной организации в мире в текущий момент. […] Я бы сказал, что основателем плеяды таких политиков является Александр Македонский. […] Со своей стороны я надеюсь, что я принадлежу к этой второй группе» («Le Monde», 4–5 mars 1979). Книга раскрывает политическое credo Валери Жискар д’Эстена. Но изложению сообщается форма научного исследования. Автор изображает себя беспристрастным собирателем и исследователем фактов. Как явствует из заглавия, предметом его научного интереса выступают «французы», точнее «нрав народа», «природа французского характера», в которой Жискар д’Эстен находит изъяны и берется на них указать. По мнению экс-президента, изученные им «повреждения психологии французов» обрекают Францию на прозябание и усугубляющийся упадок (упомянутую в заглавии печальную «судьбу»). Называя вещи своими именами, книга Жискар д’Эстена – стилизованный под научное исследование политический памфлет против французских левых, прежде всего французских социалистов. Левые и есть упомянутые выше политические «авантюристы», не понимающие реальности, не желающие думать о светлом будущем своей страны и только портящие людей путем внушения им ложных понятий об их социальных и экономических правах и потребностях. Заимствованная автором из времен Просвещения модель рассмотрения «духа народа» отвергает все социальные и экономические проблемы и напряжения как несуществующие, ибо приписывает жизни страны двигатель в виде некоего национального «склада ума». Проблем нет, а есть неправильные мысли. «Французы терзают свои политические институты подобно безжалостному ребенку, мучающему животных». Страсть к общественному переустройству приобретает у них характер болезненной мании. «Свобода в понимании, усвоенном сегодня французами, узаконивает в их глазах противоправное поведение». Под флагом ложной свободы граждане бесчинствуют. Тогда как подлинная свобода – то же самое, что решения правительственных инстанций. Свобода по-французски, разумеется, наносит ущерб «репутации страны, где защита людьми своих интересов часто переходит в беспорядки при полном пренебрежении требованиями закона». То же касается «равенства». Несовершенные соотечественники Жискар д’Эстена – страшные завистники: «Равенство ощущается ими как неприятие успехов другого». Губительный склад ума дополняет французская наклонность к критике «утверждений своих руководителей». Не благоговея перед правительственными учреждениями, они готовы подвергнуть критике любые постановления властей. Социальная роль французского государства кажется автору невозможно преувеличенной. «Любой француз полагает, что у него в кармане лежит долговое обязательство, выданное государством». Социальные налоги, которыми обязаны французские капиталисты, автор объявляет «чудовищными» и «экономически абсурдными». Заставлять богатых платить непрогрессивно. На место государственного вмешательства в экономику должен придти рынок. Автор проливает крокодиловы слезы по поводу позабытой «ценности труда» и «философии» бездельников, торжествующей в законе о 35-часовой рабочей неделе. Против него восстает нравственное чувство экс-президента: «Достаточно вспомнить ученых, не покидавших ни днем, ни ночью своих лабораторий, писателей, проводивших бесконечные часы над своими рукописями, Микеланджело, который тратил целые месяцы на то, чтобы извлечь из опасных каменоломен Каррары мрамор для своих статуй». Отнюдь не сгущая краски, позицию автора можно резюмировать словами персонажа гоголевских «Записок сумасшедшего»: «Эка глупый народ французы! Ну, чего хотят они? Взял бы, ей-богу, их всех, да и перепорол бы розгами!». Заинтересованному читателю книга Валери Жискар д’Эстена даст понятие о том, кто такие французские правые. К упомянутым в заглавии «французам» их бывший президент относится с шокирующим пренебрежением. Они занимают его только в том смысле, что со своими проблемами мешают состояться величию Франции. Тип: Рецензия |