Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Светильник Ghidini MidiGiga

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

Мироненко С.В. Александр I и декабристы: Россия в первой половине XIX века. Выбор пути. - М.: Кучково поле, 2016. - 400 с.


Научно-исследовательские проекты

Добавить проект | Мои проекты

 

Проект "Диалог культур и цивилизаций"

Проект
«Диалог культур и цивилизаций»

Центр сравнительной истории и теории цивилизаций
Института всеобщей истории РАН
Воронежский МИОН
Новгородский МИОН
Саратовский МИОН
Уральский МИОН

Руководители проекта: В.М.Хачатурян, В.П. Буданова
Координаторы проекта: Мирзеханов В.С., Баранов Н.Н., Кравец А.С., Титов В.Т., Фомченкова И.А., Шайдорова Н.А.

Срок выполнения: 2004-2006 гг.

Аннотация проекта

Проект «Диалог культур и цивилизаций» представляет собой часть масштабного направления в мировой политической и гуманитарной мысли. Он является межмионовским проектом, общая проблематика которого разрабатывается Институтом всеобщей истории РАН.

Начиная с глубокой древности, диалог культур и цивилизаций - неотъемлемая составляющая всемирно-исторического процесса.

В настоящее время, во многом благодаря развитию нового направления - глобальной истории, все большее внимание уделяется изучению контактов и взаимовлияний различных цивилизаций. Торговля, войны, создание мировых империй, объединяющих различные культуры и цивилизации, на протяжении длительного времени способствовали обмену религиозными и философскими идеями, техническими и научными достижениями, биологическому обмену. Результаты этого процесса имели двойственный характер: наряду с негативными моментами, которые также следует принимать во внимание (распространение эпидемий, насильственное обращение в чужую религию, искоренение самобытных культурных традиций), взаимодействие цивилизаций способствовало их взаимообогащению, служило мощным импульсом для их трансформаций на самых различных уровнях ( экономическом, социально-политическом, культурно-религиозном, военном, технологическом) и в конечном счете - усиливало динамику всемирно-исторического процесса в целом.

Проблема диалога культур и цивилизаций приобретает особую актуальность в XXI в. - в эпоху возрастающей глобализации мира. Процесс глобализации неизбежно втягивает локальные цивилизации в мировые транснациональные сетевые отношения, финансовые, торговые и информационные потоки, способствует трансплантации политических, социально-экономических и культурных моделей, усиливает миграционные процессы. В наши дни цивилизации и культуры становятся несоизмеримо более открытыми влияниям извне, традиционное соотношение между "своим" и "чужим", "инаковым" принципиально меняется.

Формирование единой глобальной цивилизации чаще всего порождает резко негативную ответную реакцию на уровне локальных культур и цивилизаций, обостряет конфликтные ситуации, порождает мощные движения фундаменталистского характера. Унификация мира и усиливающийся сепаратизм культур, которые отстаивают свое право на существование - две противоборствующие и вместе с тем взаимосвязанные тенденции нашего времени.

В условиях тесных контактов между цивилизациями, распространения вестернизированной массовой культуры особое значение имеют задачи сохранения культурной и цивилизационной идентичности - важнейшей основы цивилизационной самобытности, формирования толерантного отношения к чужой культуре при сохранении собственных цивилизационных традиций и системы ценностей. Таким образом, диалог культур и цивилизаций в исторической ретроспективе и на современном этапе - это проблема, которая выходит далеко за рамки чисто академических исследований, имеет важнейшее общественное звучание.

Она принципиально важна для России - поликонфессиональной и полиэтнической цивилизации, в которой совмещались и сосуществуют поныне европейские и азиатские цивилизационные традиции и которая в силу своего особого географического положения открыта разнообразным влияниям со стороны Востока и Запада.

Проект "Диалог культур и цивилизаций" ставит цель привлечь внимание научных кругов и общественности к вопросам, о которых говорилось выше. Главная задача - дать комплексное всестороннее освещение проблемы межцивилизационного диалога, начиная с древности и заканчивая XXI в., на новом уровне, отвечающем достижениям современной исторической науки. Реализация проекта даст возможность показать всемирно-исторический процесс в его глобальном измерении, дать более углубленное представление о его многообразии, с одной стороны, и нарастающем процессе взаимозависимости и интеграции - с другой. Результаты исследований будут иметь практическое значение: их можно использовать в системе высшего и среднего образования с целью дать учащимся представление о специфике, узловых проблемах и основных противоречиях мировой культуры в эпоху глобализации и подготовить их к восприятию новых культурных парадигм.

Мероприятия

23 апреля 2004 г. в г. Москве состоялся круглый стол на тему «Цивилизационные идеалы и образы «иных» цивилизаций». Он был подготовлен Центром теории и сравнительной истории цивилизаций ИВИ РАН в рамках проекта «Диалог культур и цивилизаций». В работе круглого стола принимали участие сотрудники Института всеобщей истории РАН, Института философии РАН, Института Латинской Америки РАН, а также представители Саратовского, Уральского, Воронежского, Новгородского, Томского и Балтийского МИОНов.

На круглом столе обсуждался широкий круг вопросов, выходящих за рамки поставленной темы. Наряду с цивилизационными идеалами, формирующимися в тех или иных цивилизациях, были подняты вопросы, связанные с теоретико-методологическими основами исследований различных форм диалога. Феномен диалога рассматривался на конкретно-историческом материале - в первую очередь российском. Явный интерес (проявившийся и в докладах, и в дискуссиях) к теоретическим проблемам вполне закономерен: диалог культур и цивилизаций, равно как и цивилизационные идеалы и образы "иных" цивилизаций - темы, требующие глубокого теоретического осмысления, теоретической базы, еще не разработанной в современной науке.

Круглый стол дал в этом отношении, безусловно, позитивные результаты. Было выработано общее определение диалога как активного творческого усвоения чужих культурных традиций, постепенного раскрытия многообразных смыслов своей и чужой культуры. Диалог таким образом представляет собой сложный, долгий и противоречивый процесс взаимопознания и самопознания, самоидентификации.

Особый интерес участников круглого стола вызвал вопрос о необходимости различения диалога и других форм взаимодействия культур и цивилизаций (обычные контакты и связи, псевдодиалог, в котором влияние другой культуры может быть достаточно сильным, однако оно вызывает активное противодействие - вплоть до отторжения, поэтому диалог как таковой отсутствует).

В докладе д.и.н. Я.Г. Шемякина (Институт Латинской Америки РАН) была предпринята попытка выделить различные формы диалога: симбиоз и синтез. Симбиоз определяется как низшая форма диалога. Культуры сосуществуют, образуя некую неравновесную систему, живущую по принципу чередования циклов взаимного притяжения и отталкивания. Симбиоз не затрагивает глубоко системы ценностей культур, вступивших в диалог. Синтез - высшая форма диалога, "порождающее взаимодействие", которое приводит к формированию новой культурной реальности.

В докладе была также сделана попытка соотнести специфику той или иной цивилизации с ее возможностями к установлению диалога. Были выделены так называемые пограничные цивилизации (Россия, Латинская Америка, Пиренейский и Балканский регионы), которые отличаются от классических цивилизаций рядом особенностей. К их числу относятся ярко выраженная гетерогенность, большая степень зависимости от природно-географических факторов, высокая роль мифологического сознания - доосевых пластов, вступающих во взаимодействие или конфликт с осевым сознанием, зыбкость границ между цивилизацией и варварством). С точки зрения автора, пограничные цивилизации в силу своей специфики больше способны к симбиозу, нежели к синтезу.

Гипотезы, выдвинутые Я.Г. Шемякиным, вызвали оживленную дискуссию, в ходе которой был сделан ряд ценных замечаний, показывающих, что данная концепция нуждается в корректировке. Тем не менее даже эта предварительная классификация дает творческий импульс для размышлений и может быть принята как "рабочая" модель, формирующая теоретическую базу для исследований.

В докладе В.М. Хачатурян обсуждалась собственно проблема формирования цивилизационных идеалов и образов "иных" цивилизаций. Была показана тесная связь этого процесса и диалога культур и цивилизаций. Образы и цивилизационные идеалы создаются в условиях диалога, "подпитываются" им, и они же влияют на характер диалога, создают своего рода установки, которые могут противодействовать диалогу, ставить ему весьма жесткие пределы или, напротив, усиливать творческий обмен. На материале русской цивилизационной мысли XIX в. было показано, что наличие уже сформировавшихся у автора цивилизационного идеала или цивилизационного проекта (особенно имеющего политическую окраску) неизбежно приводит к редукционизму и созданию упрощенных образов своей и других цивилизаций. Более того, возникают парадоксальные искажения исторической реальности, которые создают серьезные препятствия на пути установления и развития диалога.

В докладе д.ф.н. Л.А. Андреевой (Институт философии РАН) на примере процесса вытеснения религиозного сознания в России - псевдорелигиозным (втор. пол. XIX в. - 30-40 гг. XX в.) рассматривалась весьма актуальная проблема диалога архаических и модерных пластов культуры, нередко приобретающего разрушительный для общества в целом характер.

Проблема роли теории цивилизаций в развитии диалога культур нашла отражение в докладе И.Н.Ионова (Институт всеобщей истории РАН). Обращено внимание на то, что теория цивилизаций сыграла значительную роль в создании ситуации диалога между культурами. Однако особенности эволюции теории цивилизаций зачастую приводили к тому, что диалог заходил в тупик. Конкретное знание подменялось формальной классификацией, предполагающей доминирование собственной культуры. Отмечено, что в настоящее время европейские и многие американские историки рассматривают теорию цивилизаций как явление прошлого, инструмент диалога, отработавший свой ресурс.

Таким образом, на круглом столе были намечены некоторые важные линии исследовательской работы по теме "Диалог культур и цивилизаций". В дискуссиях подчеркивалась необходимость привлечения как можно более широкого круга конкретно-исторического материала, позволяющего скорректировать имеющуюся теоретическую базу.



Возврат к списку

Рекламные статьи