Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Только комфортные Mercedes S-class W222 сдаются напрокат в Profarenda.

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

Мироненко С.В. Александр I и декабристы: Россия в первой половине XIX века. Выбор пути. - М.: Кучково поле, 2016. - 400 с.


Герцогиня (The Duchess, 2008)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год XX век Александр I Англия античность антропология археологические раскопки археология Британия варяги Великая Отечественная война Великая отечественная война Великобритания Византия Витгенштейн Возрождение Восточная Европа Вторая мировая война геральдика Германия гражданская война Декабристы документы Древняя Греция Древняя Русь Европа жития святых Западная Европа идеология имагология Испания историография историописание исторический источник историческое знание историческое познание история история Европы история исторического знания история культуры история России История России история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история США история университетов история Франции Италия Китай книги колониализм Латинская Америка международные отношения микроистория ММКФ Москва национализм Ницше НКВД новая история Новое время новое время обзор Первая мировая война Петр I позднее Средневековье политическая история Польша Прибалтика Пьер Бурдье революция религиозные войны репрессии рецензия Рим Российская империя Россия Россия XVIII в. Санкт-Петербург Северная война советская историография социальная история Средневековая Русь средневековый город Средние века средние века СССР Сталин сталинская политика США Тевтонский орден Тихоокеанская война Украина фальсификация истории философия франковедение Франция Французский ежегодник холодная война христианство
Герцогиня (The Duchess, 2008)

Герцогиня (The Duchess, 2008)

Страна: Франция, Великобритания, Италия
Режиссер:
Сол Дибб
В ролях: Кира Найтли, Ральф Файнс, Шарлотта Рэмплинг, Доминик Купер, Хэйли Этвелл, Саймон МакБерни
Консультант: Аманда Форман (Amanda Lucy Foreman, PhD "The political life of Georgiana, Duchess of Devonshire, 1757-1806", Oxford, 1998)
Продолжительность: 110 мин.
Награды: Премия "Оскар" за лучший дизайн костюмов (2009)

Для молодого режиссера Сола Дибба «Герцогиня» стала по сути первой сколько-нибудь значительной работой. Бюджет картины был, конечно, довольно скромным по нынешним временам: всего 13,5 миллионов долларов. Зато в «Герцогине» присутствовали все остальные атрибуты высокого штиля: богатые декорации, великолепные костюмы, в главных ролях актеры с громкими именами – Кира Найтли, Ральф Файнс, Шарлотта Рэмплинг и набирающий популярность Доминик Купер. Фильм в итоге вышел весьма достойным представителем жанра period drama.

Рекламный ролик «Герцогини» недвусмысленно заявлял о сходстве историй двух женщин – Джорджианы Спенсер, в замужестве Джорджианы Кавендиш, Ей Светлости Герцогини Девонширской, и Дианы Спенсер, в замужестве Дианы Виндзор, Ее Королевского Величества Принцессы Уэльской. Как и можно было предполагать, подобные ассоциации оказались всего лишь маркетинговой уловкой. У «женщин с одной родословной и одной судьбой» в реальности было не так уж много общего. Действительно, обе они происходили из рода Спенсеров. Обеих в быту называли по первой букве имени – Ди и Джи соответственно. Обе заключили ранний брак с человеком старше себя. Обеим приходилось делить мужа с соперницей. Сами они тоже имели связи на стороне. Обе являлись любимицами толпы и постоянным поводом для сплетен и пересудов. Однако за этим внешним сходством скрывались совершенно разные личности и жизненные пути.

Диана вышла за Чарльза, Принца Уэльского, по любви. Во всяком случае, хочется в это верить. Для Джорджианы свадьба была чистой воды династическим мероприятием, устроенной ее матерью и будущим мужем. Уильям Кавендиш, шестой Герцог Девонширский, нуждался в жене только лишь для того, чтоб обзавестись законным наследником. Джорджиана прекрасно это осознавала, ведь подобная практика для XVIII века являлась обычным делом. Вступив в брак, юная герцогиня стала завсегдатаем балов, светских раутов и аристократических салонов, где благодаря своему безупречному вкусу и живому уму приобрела огромную популярность. Не чуралась Джорджиана и большой политики. Будучи сторонницей партии вигов, она активно агитировала за них в предвыборных кампаниях. Диана, с другой стороны, ни в коем случае не была политической фигурой. Ей известность имела совершенно иную природу. Слава пришла к «народной принцессе» не в последнюю очередь благодаря ее благотворительной деятельности. Диана ездила по всему миру, встречала с обездоленными, собирала деньги на борьбу со СПИДом, требовала полного запрета противопехотных мин.

Принципиальным отличием судеб двух женщин служит и то, как они завершились. Скандальный развод и трагическая гибель Диана окончательно застолбили ей место в пантеоне поп-кумиров в одном ряду с Элвисом Пресли и Мэрилин Монро. У Джоржианы жизнь сложилась иначе. Несмотря на свой неудачный брак, она не развелась с мужем и не ушла к своему возлюбленному, а продолжала оставаться Герцогиней Девонширской и блистать великолепными нарядами на званых вечерах. Умерла же Джорджиана хоть и не слишком старой, всего-то в возрасте 48 лет, но смерть ее объяснялась вполне естественными причинами. У всех, кто впитал дух современных мелодрам, язык не повернется назвать подобную развязку хэппи-эндом. И, тем не менее, весь настрой «Герцогини» не оставляет сомнений, это именно он, счастливый финал. Только этот финал не такой счастливый, как бывает в книгах или в кино, а такой, как обычно происходит в жизни.

Одной из центральных тем фильма является проблема личной свободы. События разворачиваются в ту эпоху, когда идеи всеобщего равенства не утвердились еще в умах обывателей. Мужчины считались значительно более людьми, чем женщины, а аристократы – чем «публика». О характере отношений между сословиями красноречиво свидетельствует тот факт, что господа нисколько не смущались обсуждать свои адюльтеры в присутствии слуг. В такой вот обстановке молодая, недавно вышедшая замуж Джорджиана вступает в спор с лидером партии вигов Чарльзом Фоксом о сути свободы. Тот вполне в духе своего времени радует за ограниченное расширение избирательных прав на «бoльшую часть мужчин», мотивируя это тем, что во всем нужна умеренность, и в свободе тоже. Джорджиана со свойственным юности максимализмом возражает ему, говоря, что нельзя быть умеренно влюбленным или умеренно свободным, можно либо быть свободным, либо не быть им. Истина, как обычно, оказалась где-то посередине. Сама жизнь доказала герцогине, что абсолютная свобода – иллюзия. И дело тут совсем не в общественных устоях. Ими-то как раз можно пренебречь. Намного сильнее нас опутывают наши личные привязанности, и отбросить их бывает мало кому под силу. Выходит, что Фокс был прав, и все мы свободны только в большей или меньшей мере? Скорее уж, наоборот, и все люди, так или иначе, НЕсвободны.

Помимо собственно кинематографических достоинств, фильмы, подобные «Герцогине», хороши тем, что побуждают многих заглянуть в энциклопедии. Тут-то и кроется главная опасность. От исторической реконструкции ждешь достоверности, и когда ее не обнаруживаешь или обнаруживаешь, но в недостаточном объеме, взамен положительных ощущений может прийти разочарование. К сожалению, «Герцогиня» не избежала этой ловушки. Разница в возрасте актеров, исполняющих главные роли, отчетливо видна на экране. В момент съемок фильма Кире Найтли было 23, а Ральфу Файнсу – 46. Создавалось впечатление слишком неравного брака. Почти старик женился на почти девочке. Однако открыв справочник, я выяснил, что на самом деле Герцог Девонширский был лишь на 9 лет старше своей жены. Иными словами, в момент свадьбы ей было 17, а ему 26. Ловишь себя на мысли, что режиссер пытается манипулировать тобой больше, чем ты мог бы ему позволить.

подробности о фильме смотри здесь


Автор:  © Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку



Рекламные статьи