Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

Мироненко С.В. Александр I и декабристы: Россия в первой половине XIX века. Выбор пути. - М.: Кучково поле, 2016. - 400 с.


Класс (Entre les murs, 2008)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год XX век Александр I Англия античность антропология археология Британия варяги Великая Отечественная война Великая отечественная война Великобритания Византия Витгенштейн Возрождение Восточная Европа Вторая мировая война геральдика Германия гражданская война Декабристы документы Древняя Греция Древняя Русь Европа жития святых Западная Европа идеология имагология Испания историография историописание исторический источник историческое знание историческое познание история история Европы история исторического знания история культуры история России История России история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история США история университетов история Франции Италия Китай книги колониализм колониальная политика Латинская Америка международные отношения микроистория ММКФ Москва национализм Ницше новая история Новое время новое время обзор Первая мировая война Петр I позднее Средневековье политическая история Польша Прибалтика Пьер Бурдье революция религиозные войны репрессии рецензия Рим Российская империя Россия Россия XVIII в. Санкт-Петербург Северная война советская историография социальная история Средневековая Русь средневековый город Средние века средние века СССР Сталин сталинская политика США Тевтонский орден Тихоокеанская война Украина фальсификация истории философия франковедение Франция Французская революция XVIII века Французский ежегодник холодная война христианство
Класс (Entre les murs, 2008)

Класс (Entre les murs, 2008)

Страна: Франция
Режиссер:
Лоран Канте
В ролях:
Франсуа Бегодо
Сценарий: Франсуа Бегодо (Francois Begaudeau)
Продолжительность: 128 мин
Награды: Приз "Золотая пальмовая ветвь" Каннского фестиваля (2008)

Абсолютно все критики описали, как выглядит на экране «Класс», новый фильм Лорана Канте, увенчанный пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля. Грань между художественным кино и документалистикой в нем практически стерта. Однако по нынешним временам это смотрится вполне обыденно. Сейчас так снимают очень и очень многие, а, значит, нет смысла сколько-нибудь подробно останавливаться на этом вопросе.

Сюжет картины тоже описан всеми и всюду. «Класс» снят по автобиографической книге Франсуа Бегодо, вдобавок исполнившего в фильме главную роль. События разворачиваются в стенах (в крайнем случае, во дворе) государственной школы, расположенной в многонациональном пригороде Парижа. Молодой учитель месье Марен всеми силами пытается привить своим ученикам, среди которых есть выходцы из Марокко, Мали, Китая и других стран, любовь к классическому французскому языку. Получается, прямо скажем, не слишком хорошо.

В то время как другие режиссеры для придания остроты повествованию активно изобретают в своих фильмах ложные финалы, «Класс» Канте примечателен тем, что в нем наличествуют сразу несколько ложных завязок. Всю первую половину картины нам будут обильно раздавать многозначительные намеки на дальнейшее развитие событий. Сначала темнокожая девочка Кумба, у которой раньше были прекрасные отношения с учителями, неожиданно начнет дерзить месье Марену. На вопрос, что случилось, будет дан ответ: «Я больше не ребенок». Затем у семьи китайского мальчика Вэя, одного из самых способных учеников в классе, возникнут проблемы с иммиграционной службой. Вскоре после этого в классе появится новый ученик, антилец Карл. Оставшись с ним после уроков, месье Марен скажет: «Я знаю, почему ты здесь, но не волнуйся, у нас начинают с чистого листа». Ни одно из этих аккуратно развешенных «ружей» так и не выстрелит до конца фильма. Зато во второй его половине действие неожиданно сосредоточится вокруг задиристого малийца Сулеймана. В некотором смысле, смотреть «Класс» можно было начать с эпизода, в котором учитель устроил между учениками дискуссию, попросив каждого подготовить речь в защиту своих убеждений.

С другой стороны, если не слишком озабочиваться связность сюжета, а сосредоточить внимание на деталях обыденной школьной жизни, попадающих в кадр, легко сделать несколько весьма любопытных выводов. Практически все учителя – белые, за исключением одного единственного темнокожего преподавателя, мелькающего в сцене педсовета в начале картине. Подобная этническая однородность педагогического состава на фоне «разномастных» учеников сама собой наводит на мысль об аналогиях с отношениями между коренными жителями Франции и мигрантами разных поколений. Первые считают, что призваны обучить вторых быть настоящими французами. Более того, коренные французы полагают, что приезжие сами должны стремиться офранцузиться, и бывают очень недовольны, когда этого не происходит. Еще одной особенностью позиции учителей, которую также можно распространить на все коренное население Франции, является разделяемая ими презумпция виновности в отношении учеников. Главный способ воздействия на детей, по мнению преподавателей, – это наказание. Только так можно добиться хоть какого-то толка. Эти взгляды (и пристрастность, и неготовность к активным действиям) прекрасно видны в эпизоде еще одного заседания педсовета, на котором обсуждается система штрафных баллом за плохое поведение. Когда завязывается дискуссия об эффективности такого способа воздействия и о том, не ввести ли еще и премиальные баллы за хорошее поведение, директор останавливает споры и переключает внимание присутствующих на более «важную» проблему – цены на кофе в школьном кофейном автомате.

Ученики же, в свою очередь, просто не понимают, зачем нужно постигать премудрости традиционного французского образа жизни, очевидно, неадекватные существующим реалиям. Но самое интересное то, что, пока взрослые тщетно ищут вожделенный консенсус, дети его давно уже нашли. Всё-таки в классе месье Марена есть не только выходцы из третьего мира. И белые, и черные, дети прекрасно уживаются друг с другом. Конечно, между ними случаются стычки, но в то же время они всегда готовы встать на защиту своих одноклассников, если видят проявленную учителями несправедливость. Лоран Канте почему-то упускает это из виду и даже не пытается исследовать достигнутое школьниками единство. Фильм заканчивается сценой, в которой учителя и ученики весело гоняют мяч в школьном дворе. Выходит, по мнению режиссера, ключ к взаимопониманию – это футбол?

подробности о фильме смотри здесь


Автор:  © Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку



Рекламные статьи