Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

ортомол, orthomol - новый концепт здоровья профессор лайнус полинг .

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

Мироненко С.В. Александр I и декабристы: Россия в первой половине XIX века. Выбор пути. - М.: Кучково поле, 2016. - 400 с.


5 дней войны (5 Days of War, 2011)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год XX век Александр I Англия античность антропология археология Британия варяги Великая Отечественная война Великая отечественная война Великобритания Византия Витгенштейн Возрождение Восточная Европа Вторая мировая война геральдика Германия гражданская война Декабристы документы Древняя Греция Древняя Русь Европа жития святых Западная Европа идеология имагология Испания историография историописание исторический источник историческое знание историческое познание история история Европы история исторического знания история культуры история России История России история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история США история университетов история Франции Италия Китай книги колониализм колониальная политика Латинская Америка международные отношения микроистория ММКФ Москва национализм Ницше новая история Новое время новое время обзор Первая мировая война Петр I позднее Средневековье политическая история Польша Прибалтика Пьер Бурдье революция религиозные войны репрессии рецензия Рим Российская империя Россия Россия XVIII в. Санкт-Петербург Северная война советская историография социальная история Средневековая Русь средневековый город Средние века средние века СССР Сталин сталинская политика США Тевтонский орден Тихоокеанская война Украина фальсификация истории философия франковедение Франция Французская революция XVIII века Французский ежегодник холодная война христианство
5 дней войны (5 Days of War, 2011)

5 дней войны (5 Days of War, 2011)

Страна: США         
Язык: английский 
Режиссер: Ренни Харлин 
В ролях: Руперт Френд, Энди Гарсиа, Вэл Килмер 
Продолжительность: 113 мин.

О планах голливудских кинематографистов снять фильм, рассказывающий о грузино-осетинском вооруженном конфликте в августе 2008 года, было объявлено примерно через год после тех трагических событий. Режиссером проекта стал Ренни Харлин, пик славы которого пришелся на 90-ые годы. Тогда в прокате добились успеха поставленные им «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне и вторая часть «Крепкого орешка» с Брюсом Уиллисом. Впрочем, в том же десятилетии случилась и главная неудача Харлина. Снятая им пиратская приключенческая сага «Остров головорезов» вошла в историю как один из самых провальных фильмов. При бюджете почти в 100 миллионов долларов, что даже по нынешним временам является весьма существенной суммой, картина собрала в американском прокате лишь десятую часть затрат на свое производство.

Отвечая на вопросы о новом фильме, Ренни Харлин хвалил сценарий, рассказывавший простую человеческую историю на фоне острого военно-политического конфликта. Также он заявлял, что не собирается принимать ни российскую, ни грузинскую сторону в отношении к югоосетинским событиям и что его работа будет носить исключительно антивоенный характер. В реальность подобных пацифистских намерений изначально верилось с большим трудом. Сомнения лишь усилились, когда стали всплывать факты участия грузинской власти в финансировании съемок. И уж совсем стало всё ясно с выходом рекламного ролика, в котором Россия именовалась «силами прошлого», грозящими уничтожить «надежды будущего».

В процессе работы над картиной ее название неоднократно менялось. В прессе она фигурировала то просто как «Грузия», то как «Кровавый август», то как «5 дней августа». В итоге основным вариантом для международного проката стали «5 дней войны». Тут, однако, нужно заметить, что до сих пор прокатная судьба фильма складывалась весьма незавидным образом. Его премьера ожидаемо состоялась в Грузии еще в начале июня этого года. В августе он вышел в ограниченный американский прокат всего в двух копиях, собрав на данный момент около 17 тысяч долларов (при бюджете в 12 миллионов). В Великобритании и Франции «5 дней войны» до кинотеатров вообще не добрались, выйдя сразу на DVD. С 1 октября картину смогут увидеть японские зрители. О ее более отдаленном будущем затруднительно сказать что-либо конкретное.  

Разумеется, режиссер не сдержал собственных обещаний сохранить нейтралитет. «5 дней войны» последовательно излагают грузинскую точку зрения на описываемую ситуацию, не гнушаясь не только тенденциозной трактовки фактов, но и откровенной фальсификации. Собственно, сам конфликт в Южной Осетии интересует создателей фильма лишь постольку поскольку. Основное его действие происходит на грузинской территории вне границ самопровозглашенной республики, а в сюжете главное внимание уделено вводу в Грузию российских войск и совершенным ими военным преступлениям. Однако пролог истории происходит не на Кавказе. Всё начинается в Ираке, где американский военный тележурналист Томас Андерс, чью роль исполняет молодой британец Руперт Френд, попадает в засаду, устроенную шиитскими боевиками. На этом его жизнь могла бы и закончиться, но на помощь вовремя подоспел грузинский спецназ, сражающийся за демократию в рядах войск международной коалиции. Так Томас познакомился с бравым капитаном Резо Авиани (американец Джонатон Шэх), подарившим корреспонденту медальон с символом святого Георгия.

Через год после возвращения из Ирака Андерс получает информацию от знакомого журналиста, меж коллег известного как «Голландец» (в этой роли засветился обрюзгший с годами Вэл Килмер), что в Грузии на «административной границе» с Южной Осетией нарастает напряженность, и очень скоро тут должна разразиться полномасштабная война. При этом на месте практически нет представителей прессы, готовых освещать потенциально сенсационные события. Томас решает не упускать такую возможность и вместе со своим постоянным оператором (Ричард Койл) прибывает в Грузию 6 августа 2008 года.

Между тем грузинский президент Михаил Саакашвили, сыгранный американским актером Энди Гарсией, весьма обеспокоен участившимися провокациями со стороны осетинских сепаратистов, в результате которых гибнет мирное грузинское население. Советники призывают президента отвечать огнем на огонь, хотя бы для того, чтобы иметь возможность эвакуировать раненых из зоны конфликта. Однако глава государства прозорливо понимает, что любые активные действия с грузинской стороны приведут лишь к дальнейшей эскалации конфликта. Поэтому он приказывает сохранять перемирие, несмотря на то, что российские танки уже приготовились к массированному вторжению на грузинскую территорию. Конечно, долго сдерживать праведный гнев грузинам не удалось, так как вскоре российские «МиГи» совершают налет на предместья Гори. Очевидно, именно после этого Саакашвили всё-таки соглашается на проведение ответной военной операции. Однако, как уже было сказано, в фильме нет эпизодов, показывающих, как президент Грузии отдает судьбоносное распоряжение или как грузинские войска входят в Южную Осетию. Об их присутствии в Цхинвале зрителю сообщат задним числом и как-то мимоходом.

Очевидцем бомбардировок мирного грузинского населения становится Томас Андерс, который, как и надлежит настоящему военному корреспонденту, стремился подобраться как можно ближе к «горячей точке». Помогая спасать раненых, он знакомится с грузинкой Татией (канадская актриса марокканского происхождения Эммануэль Шрики), изучавшей политологию в Нью-Йорке и вернувшейся на родину, чтобы преподавать. Тут же объявляется и капитан Авиани, выполняющий военный долг по защите родины от агрессоров. Татия стремится воссоединиться с родными, уцелевшими после налета русских. Томас и Резо предлагают ей свою помощь. А тем временем на грузинскую территорию уже входят российские танки в сопровождении наемников и осетинских головорезов. Случайно Томасу и его оператору удается снять расправу, чинимую захватчиками над местными жителями. Это неизбежно превращает журналистов в объект преследования.

Стоит напомнить, что в 2009 году на российском телевидении уже показывали художественный фильм о конфликте в Южной Осетии. Это была картина режиссера Игоря Волошина, названная «Олимпиус инферно» и демонстрировавшая российский взгляд на данные события. Ее сюжет рассказывал про американского студента-энтомолога, приехавшего в Южную Осетию, чтобы заснять бабочку редкого вида. В результате в его руках оказывались видеозаписи грузинского вторжения. Трудно удержаться от мысли, что голливудские кинематографисты, прежде чем снимать собственное кино, тщательно изучили иностранный опыт. Общим в двух фильмах оказывается не только фабула о компрометирующих видеоматериалах, но и другие сюжетные ходы, например, обстоятельства смерти главного злодея. Кстати, в качестве такового у Ренни Харлина фигурирует бритоголовый казак-наемник, весь синий от воровских татуировок. Играет его финский актер Микко Ноусиайнен.

Если не ограничиваться только анализом сюжетных сходств, то между «5 днями войны» и «Олимпиус инферно» можно обнаружить и другие параллели. Примечательно выглядит то, как режиссеры пытаются заигрывать с целевой аудиторией своих фильмов. Харлин, снимающий для западного зрителя, в начале картины дает несколько совершенно открыточных сценок из жизни Грузии, словно бы взятых из какого-то рекламного ролика. В них кавказская республика изображается современным государством, граждане которого живут в том же ритме, что и жители западных мегаполисов. Фильм Волошина предназначен россиянам, поэтому в ход идет другой набор символов. Осетины представлены миролюбивыми, щедрыми и гостеприимными до одури людьми, готовыми разве что не задушить заграничного гостя в объятьях.

Что еще обращает на себя внимание, так это старомодная вера режиссеров в силу телевидения. Герои обеих картин всячески пытаются пропихнуть снятые ими кадры на телеэкран, игнорируя интернет как канал распространения информации. Странно наблюдать такое в эпоху, когда ролик, выложенный кем-то на Youtube, легко может стать информационным поводом, освещаемым крупнейшими телекомпаниями мира. Конечно, и в том, и в другом случае в действиях персонажей поначалу присутствует корыстный интерес, ведь имеющиеся в их распоряжении материалы эксклюзивны и, значит, стоят больших денег. При этом кинематографисты упускают из виду, что подобная мотивация входит в противоречие с общим правдоискательским пафосом их фильмов. Еще до того, как у Андерса появляется злополучная запись, Резо сравнивает его со святым Георгием, погибшим за истинную веру. По мнению грузинского военного, журналист также должен всегда отстаивать правду. Однако затем Томас усиленно ищет телекомпанию, которая приняла бы у него видеоматериалы, хоть на дверях заброшенного кафе, откуда он дозванивается до Америки, отчетливо видна надпись «Wi-Fi». В итоге и у Харлина, и у Волошина компрометирующие противника кадры всё же окажутся в интернете, но лишь когда возможности показать их по телевидению будут полностью исчерпаны.

Все эти сходства двух картин не только поднимают проблему тонкой границы между художественным заимствованием и откровенным плагиатом, но и ставят вопросы об эффективности расходования бюджетных средств. Будем надеяться, что правительство Грузии, известное своей прозрачностью, отчитается перед своими налогоплательщиками по поводу трат на фильм, сопоставимый по качеству с не самым выдающимся телевизионным проектом.

На протяжении фильма Ренни Харлин часто задается риторическим вопросом, почему западные союзники бросили Грузию на произвол судьбы, почему они не вмешались и не поставили заслон на пути российских агрессоров. Грузия ведь непрестанно демонстрировала свою прозападную политику, стремясь к постоянному членству в НАТО и ЕС. Грузинские солдаты даже проливали кровь во время военных кампаний в Ираке и Афганистане. Также режиссер усердно создает у зрителя ощущение, что конфликт вокруг Южной Осетии протекал в почти полном информационном вакууме. Люди на Западе не получали объективного освещения происходивших событий. Телекомпании больше интересовались начавшимися накануне Олимпийскими играми в Пекине. Если же информация о Грузии и попадала в эфир, то это были однобокие репортажи, представлявшие только российскую позицию по данному вопросу. Однако с тех пор прошло только три года, и те, кто хочет помнить, помнят, что ситуация была прямо противоположной. Вооруженные столкновения в Грузии и Южной Осетии активно освещались в западных СМИ, и их точка зрения носила отчетливый прогрузинский характер. Западная дипломатия, со своей стороны, также не бездействовала. Тут можно упомянуть хотя бы о роли французского президента Саркози в возобновлении перемирия.

Единственное, что не позволяет полностью отвергнуть умозаключения Харлина, это финальные кадры «5 дней войны», в которых появляются реальные люди, граждане Грузии, потерявшие в августе 2008 года своих близких. Их личные трагедии достойны глубочайшего сочувствия, а преступления, жертвами которых они стали, должны быть тщательно расследованы. Однако вряд ли здесь может помочь то геополитическое шапито, которое устраивают из чужого горя киношники.

Страница фильма на сайте IMDb.

Автор:   Максим ТовкачКонстантин Тасиц
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку



Рекламные статьи