Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

Мироненко С.В. Александр I и декабристы: Россия в первой половине XIX века. Выбор пути. - М.: Кучково поле, 2016. - 400 с.


Двойник дьявола (The Devil's Double, 2011)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год XX век Александр I Англия античность антропология археология Британия варяги Великая Отечественная война Великая отечественная война Великобритания Византия Витгенштейн Возрождение Восточная Европа Вторая мировая война геральдика Германия гражданская война Декабристы документы Древняя Греция Древняя Русь Европа жития святых Западная Европа идеология имагология Испания историография историописание исторический источник историческое знание историческое познание история история Европы история исторического знания история культуры история России История России история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история США история университетов история Франции Италия Китай книги колониализм колониальная политика Латинская Америка международные отношения микроистория ММКФ Москва национализм Ницше новая история Новое время новое время обзор Первая мировая война Петр I позднее Средневековье политическая история Польша Прибалтика Пьер Бурдье революция религиозные войны репрессии рецензия Рим Российская империя Россия Россия XVIII в. Санкт-Петербург Северная война советская историография социальная история Средневековая Русь средневековый город Средние века средние века СССР Сталин сталинская политика США Тевтонский орден Тихоокеанская война Украина фальсификация истории философия франковедение Франция Французская революция XVIII века Французский ежегодник холодная война христианство
Двойник дьявола (The Devil's Double, 2011)

Двойник дьявола (The Devil's Double, 2011)

Страна: Бельгия, Нидерланды    
Язык: английский
Режиссер: Ли Тамахори
В ролях: Доминик Купер, Людивин Санье, Раад Рави, Филип Квэст, Дар Салим     
Продолжительность: 109 мин.

Современный Ирак уже неоднократно становился объектом внимания кинематографистов. Но, как правило, всё это были фильмы, рассказывающие вымышленные истории. В этом смысле «Двойник дьявола», новая картина новозеландца Ли Тамахори, выделяется из общего ряда, ведь ее сюжет повествует о событиях, многие из которых действительно имели место.  

«Двойник дьявола» основывается на одноименной автобиографической книге, написанной Латифом Яхией, иракским военным, в течение пяти лет с 1987 по 1992 год исполнявшим обязанности дублера Удея Хусейна, старшего сына иракского президента Саддама Хусейна. Работа эта была довольно опасна, прежде всего, потому что люди, приближенные к иракской верхушке, находились под постоянной угрозой стать жертвами заговорщиков, несогласных с методами саддамовского режима. По свидетельству Яхии, за время службы он пережил 11 попыток покушения, направленных против Удея. Другая причина, почему Латиф Яхия очень рисковал и почему ему в итоге пришлось бежать из страны, крылась в характере Удея Хусейна, которого многие иначе как «психопатом» не называли.

Впервые Латиф Яхия и Удей Хусейн встретились еще в школе. Отец Латифа был богатым предпринимателем и потому мог обеспечить своим детям самое лучшее образование. Так сын правителя страны и его будущий дублер стали одноклассниками. Причем уже тогда окружающие отмечали их поразительное внешнее сходство.

Потом пути Латифа и Удея разошлись, чтобы вновь пересечься в годы Ирано-иракской войны, когда Яхию забрали прямо с фронта и привезли в один из президентских дворцов. Именно с этого момента начинаются события фильма, и с него же начинаются отступления от реальных фактов, сделанные кинематографистами. Получив предложение стать двойником президентского сына, экранный Латиф пафосно отвергает оказанную ему «честь», мотивируя свой отказ тем, что не хочет потерять самого себя. Реальный Латиф, как следует из его собственных воспоминаний, прекрасно понимал, что главной его обязанностью будет ловить пули, предназначенные Удею, и отказался поначалу исключительно из соображений личной безопасности. К тому же в реальности никто не требовал от Яхии разорвать все контакты со своей семьей. Уже став «двойником дьявола», он продолжал жить вместе с женой. Кстати, в фильме ни словом не упоминается, что в те времена Латиф был женат и уже имел ребенка, а это весьма важное обстоятельство, позволяющее понять, насколько персонаж отличается от прототипа.

В картине сильно сокращена стадия окончательного превращения Латифа в Удея. Мы увидим только, что над внешностью двойника потрудились пластические хирурги, добившиеся практически стопроцентного сходства с оригиналом. Однако нам не покажут, что Латифа несколько месяцев обучали имитировать речь и жесты Удея. Если верить фильму, дублер оказался прирожденным актером, способным просто так воспроизвести чужие повадки.

Авторы фильма отчетливо выгораживают Латифа Яхию, представляя его честным человеком, по воле судеб вынужденным прислуживать монстру и всеми силами стремящимся не уподобиться своему хозяину. Нам ни разу не покажут, что бы он воспользовался услугами проституток, толпами вьющихся вокруг саддамовского сынка. Даже связь Латифа с Сарраб, любовницей Удея, продиктована исключительно взаимными чувствами. Два человека очутились в сходной незавидной ситуации, и это их и сблизило. Принимая во внимание, что по сюжету Яхия не женат, в таких отношениях тем более нет ничего предосудительного. Несколько раз на протяжении фильма Удей станет приказывать своему двойнику убить кого-то, но всякий раз Латиф будет благородно отказываться, предпочтя поставить в рискованное положение собственную жизнь, но не отягощать душу грехом. Создается впечатление, что соучастие Латифа Яхии в деятельности правящего режима носило исключительно «официальный» характер. Например, во время Кувейтской войны он едет под видом Удея в Басру, чтобы воодушевить солдат на сражение с войсками международной коалиции. Ну и, конечно, не отрицается, что «по долгу службы» Латифу приходилось носить дорогую одежду и украшения своего работодателя, но и это не вызывало у него никаких положительных эмоций.

Тем не менее, из автобиографии Яхии следует, что он принимал самое непосредственное участие в разгульных выходках своего хозяина, переняв многие его манеры. Сейчас Латиф кается и в пьянстве, и в прелюбодеяниях, и в побоях, наносимых жене, отрицая лишь одно – убийства.

Финал «Двойника дьявола» имеет совсем мало общего с действительными событиями. Например, в сюжете не проясняется, как в итоге Латифу удалось выбраться из Ирака. На самом деле он вместе с женой и ребенком (а не с Сарраб, как в фильме) бежал на север страны, где попал в плен к курдским повстанцам. Те вполне ожидаемо приняли его поначалу за Удея Хусейна, но потом разобрались и передали его западным спецслужбам, которые в обмен на информацию предоставили Яхие политическое убежище в Австрии. Ну и, конечно, чистым вымыслом является эпизод, когда Латиф тайно возвращается в Ирак, чтобы свершить над Удеем месть.

Если Латиф Яхия выглядит в «Двойнике дьявола» намного более положительной фигурой, чем был на самом деле, в отношении Удея Хусейна можно сказать, что его бесчинства переданы вполне адекватно. Достаточно упомянуть о, пожалуй, самом жестком эпизоде фильма, показывающем званый ужин в честь жены египетского президента Сюзанны Мубарак. Тем вечером Удей на глазах всех собравшихся убил одного из приближенных своего отца. Резонанс этого происшествия был настолько велик, что президентский сын даже предстал перед судом, приговорившим его к нескольким годам тюрьмы. Правда, наказание он так и не отбыл. Прочие показанные в картине преступления Удея Хусейна – пытки, изнасилования, убийства – также имеют документальные подтверждения, хотя, очевидно, некоторые смачные подробности были от себя добавлены кинематографистами.

На протяжении фильма режиссер старательно отрабатывает схему, которую зрители могли видеть, например, у Кевина Макдональда в «Последнем короле Шотландии», рассказывающем об угандийском диктаторе Иди Амине. Порядочный человек попадает на службу к сильному мира сего, становясь свидетелем и невольным соучастником злодеяний последнего. В какой-то момент у подданного происходит роман с женщиной, на которую властитель также имеет виды. В итоге любовь заканчивается трагически, но всё же положительному персонажу удается вырваться на свободу. Особенностью картины Тамахори является то, что обоих антагонистов играет один и тот же актер – британец Доминик Купер. Стоявшая перед ним творческая задача изобразить одновременно две противоположности, мучителя и жертву, была действительно нетривиальной. Однако, несмотря на всю ее трудность, результат мог оказаться и лучше. Удей Хусейн в исполнении Купера чем дальше, тем больше напоминает тинтобрассовского Калигулу. Впрочем, здесь велика «заслуга» режиссера и авторов сценария.

Делая акцент на демоническом Удее, создатели «Двойника дьявола» вольно или невольно обеляют остальных «властных» персонажей. Младший сын Саддама Кусей абсолютно нормален и даже вызывает симпатию. Высокопоставленного офицера спецслужб Аззама ал-Тикрити напрямую называют «хорошим человеком на плохой работе». Даже сам Саддам Хусейн на фоне старшего сына выглядит совершенно вменяемым человеком, иногда играющим в теннис со своим собственным двойником. Непонятно, как вообще можно было быть недовольным таким мудрым и сдержанным правителем. В фильме, разумеется, будет между делом произнесено название тюрьмы Абу Грейб, куда бросали и где убивали противников власти. Еще нам покажут видеозаписи пыток, якобы, из личного архива Удея Хусейна. Однако режиссер не станет упоминать, например, о применение химического оружия против восставших курдов. В крайнем случае, у зрителя может сложиться впечатление, описываемое хорошо известной россиянам формулой, – «царь хороший, бояре плохие».

Сознательно ли режиссер избирает такую позицию, судить трудно. Однако в своих интервью Тамахори высказывал мнение, что США вообще не должны были вмешиваться в дела Ирака. Нужно было предоставить иракцам самим решать свои проблемы, если это вообще были проблемы. Данная мысль перекликается с тем, что часто говорят персонажи «Двойника дьявола». По ходу фильма несколько раз прозвучат слова, что все в воле божьей, Аллах дарует жизнь, и он же ее забирает. Поэтому когда Всевышнему будет угодно, он избавит народ Ирака от гнета саддамовского режима. Правда, в этой связи напрашивается вопрос, а не являлись ли действия международной коалиции тем самым орудием, которое бог избрал, чтобы навсегда разделаться с диктатором, его отпрысками и подручными.

Страница фильма на сайте IMDb.

Автор:  ©  Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку



Рекламные статьи