Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

Мироненко С.В. Александр I и декабристы: Россия в первой половине XIX века. Выбор пути. - М.: Кучково поле, 2016. - 400 с.


Искупление голозадого генерала (The Redemption of General Butt Naked, 2011)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год XX век Александр I Англия античность антропология археология Британия варяги Великая Отечественная война Великая отечественная война Великобритания Византия Витгенштейн Возрождение Восточная Европа Вторая мировая война геральдика Германия гражданская война Декабристы документы Древняя Греция Древняя Русь Европа жития святых Западная Европа идеология имагология Испания историография историописание исторический источник историческое знание историческое познание история история Европы история исторического знания история культуры история России История России история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история США история университетов история Франции Италия Китай книги колониализм колониальная политика Латинская Америка международные отношения микроистория ММКФ Москва национализм Ницше новая история Новое время новое время обзор Первая мировая война Петр I позднее Средневековье политическая история Польша Прибалтика Пьер Бурдье революция религиозные войны репрессии рецензия Рим Российская империя Россия Россия XVIII в. Санкт-Петербург Северная война советская историография социальная история Средневековая Русь средневековый город Средние века средние века СССР Сталин сталинская политика США Тевтонский орден Тихоокеанская война Украина фальсификация истории философия франковедение Франция Французская революция XVIII века Французский ежегодник холодная война христианство
Искупление голозадого генерала (The Redemption of General Butt Naked, 2011)

Искупление голозадого генерала (The Redemption of General Butt Naked, 2011)

Страна: США, Грузия, Либерия 
Режиссер: Даниель Анастасьон, Эрик Штраусс 
Продолжительность: 85 мин.

На Московском кинофестивале в рамках программы «Свободная мысль» была показана документальная картина «Искупление Голозадого Генерала», снятая американскими режиссерами Даниэль Анастасьон и Эриком Штраусом. Фильм рассказывает историю одного из самых одиозных участников гражданской войны 1989-96 годов в Либерии. Его имя Джошуа Милтон Блайи, но в своей стране, да и в остальном мире, он больше известен под прозвищем «Голозадый Генерал», которое заслужил за то, что во время сражений из одежды на нем были только обувь и оружие. Блайи считал, что отсутствие одежды обеспечивает ему более тесный контакт с миром духов и, значит, дает дополнительную защиту от вражеских пуль. Так же вели себя и его солдаты. В отряде под командованием «Голозадого Генерала» состояли в основном дети – мальчики-подростки, которых насильно забирали из семей, промывали мозги голливудскими фильмами в жанре «экшен», накачивали наркотиками, а затем отправляли в бой с приказом не щадить никого.

ММКФВ довоенной жизни Блайи был шаманом племени кран, поэтому о специфике общения с духами судил «профессионально». Он получил свое «священное» звание в возрасте 11 лет и уже тогда, по его собственным словам, совершил первое человеческое жертвоприношение. Первое, но не последнее. Блайи утверждает, что до и во время войны он неоднократно приносил людей в жертву и практиковал каннибализм. Причем, многие из убитых им были детьми или подростками. В бою он также не забывал «подкормить» потусторонний мир. Его любимым оружием было мачете, так как он полагал, что кровь из рубленых ран больше нравится духам.

В дальнейшем судьба Джошуа Милтона Блайи сложилась причудливо. В 1996 году этот людоед неожиданно уверовал в Христа, сложил оружие и покинул Либерию. Проведя несколько лет в Гане, он вернулся на родину ревностным христианином-евангелистом и принялся нести местным жителям слово божье, а заодно испрашивать прощение у жертв собственных злодеяний. В интервью британскому таблоиду Daily Mail, опубликованному в 2010 году, Блайи рассказывал, будто изменил жизнь после того, как ему явился Иисус Христос. Однако в фильме «показания» бывшего «Голозадого Генерала» несколько отличаются. Теперь он заявляет, что тогда его навестил один из либерийских христиан и своими речами наставил на путь истинный. Нам даже покажут этого проповедника, который подтвердит всё сказанное Блайи. Так сразу и не решишь, которая из этих версий ближе к истине: то ли одурманенному наркотиками извергу однажды просто переклинило мозги, то ли он действительно сначала переговорил с кем-то, а уже после этого у него переклинило мозги. Да и вообще трудно определить, есть ли в его словах хоть толика правды. Сомневаться в искренности Блайи заставляет не только его непоследовательность, но и то, что обращение в христианство и бегство из страны примечательным образом совпало у него с окончанием Первой гражданской войны в Либерии.

И вот здесь мы упираемся в фундаментальный недостаток фильма. Его авторов практически не интересует исторический контекст. Свое внимание они концентрируют на личности и переживаниях главного героя в настоящее время. Они даже не делают особого акцента на прошлых зверствах Блайи, как бы говоря, «да, он был ужасен, это и так понятно, не будет это лишний раз мусолить, зато посмотрите, каким он стал теперь». В картине есть множество эмоциональных моментов. То, как Блайи читает проповеди, зрелище одновременно комичное и пугающее. Более истеричного проповедника еще нужно поискать. Однако легко представить, как точно так же, потрясая руками и вопя до хрипоты, перед боем он доводил до исступления себя и своих солдат.

На другие мысли наводят сцены встреч Блайи с людьми, чьи жизни он разрушил. Настойчиво, в почти ультимативной форме новоявленный христианин просит прощения за былые грехи, и перед объективом телекамеры он его получает. Трудно, однако, понять, чем руководствуются несчастные, по вине «Голозадого Генерала» ставшие инвалидами или потерявшие близких: действительно ли они не держат на него зла или по-прежнему боятся его и потому готовы сказать, что угодно, лишь их оставили в покое.

По ходу фильма Джошуа Милтон Блайи косвенным образом противопоставляется другому участнику той гражданской войны Принсу Джонсону, бывшему полевому командиру, ставшему впоследствии сенатором. Само такое сравнение настраивает на рассуждения о несправедливости нашего мира, в котором одни преступники, раскаявшись, каждый день стремятся заслужить прощение, а другие занимают высокие государственные посты, ни капли не стесняясь собственного прошлого. «Прославился» Джонсон в 1990 году, когда верные ему люди захватили либерийскую столицу Монровию и казнили плененного ими президента Самуэля Доу, засняв всё на камеру. Мельком нам покажут кадры, на которых избитый полуголый мужчина сидит на земле перед вооруженными боевиками. Эмоции, что вызывает эта видеозапись, вполне однозначны: жалость и сочувствие – к несчастному свергнутому президенту, презрение и негодование – к жестоким инсургентам.

Как это обычно бывает, реальная ситуация несколько сложнее, чем ее пытаются представить кинематографисты. Во-первых, Самуэль Доу никак не мог сойти за невинную овечку, растерзанную волками в человеческом обличье. За десять лет до гибели он сам возглавил кровавый вооруженный переворот, в ходе которого был убит предыдущий президент Либерии Уильям Толберт-младший и многие его сторонники. Начавшаяся в 1989 году гражданская войны была развязана Чарльзом Тэйлором, бывшим министром в правительстве Толберта, впоследствии ставшим, как нетрудно догадаться, очередным президентом. Во-вторых, авторы фильма забывают упомянуть о том, что Блайи и Джонсон вообще-то не являлись союзниками. Более того, до войны Блайи был духовным советником Самуэля Доу, которому приходился соплеменником. Да и группировка, к коей он впоследствии примыкал, была сформирована как раз приверженцами убитого Джонсоном президента. В определенном смысле «Голозадый Генерал» воевал на стороне «законной» власти. Пытаясь навязать зрителю восприятие, согласно которому оголтелые повстанцы сражались против законного правительства, режиссеры фильма откровенно кривят душой, ибо на самом деле политическая история Либерии конца XX века – это череда кровавых племенных междоусобиц, и в ней не было ни однозначно правых, ни однозначно виноватых.

В итоге «Искупление Голозадого Генерала» оставляет впечатление манипуляции. Причем сложно понять, кто в данном случае пытается нами манипулировать. Это, конечно, могут быть режиссеры, создающие на экране хрестоматийный образ раскаявшегося грешника. Но вероятно также, что кинематографисты сами попались на чужую удочку. В фильме не так уж много высказываний, скептических по отношению к нынешнему Джошуа Милтону Блайи. Однако они есть, и, по словам одного из участников съемок, Блайи всегда делал лишь то, что было ему выгодно. Возможно, он и сейчас умело оркеструет видимость собственного раскаяния, а заезжие документалисты снимают в первую очередь то, что им показывают.

Страница фильма на IMDb.


Автор:  ©  Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку



Рекламные статьи