Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

Мироненко С.В. Александр I и декабристы: Россия в первой половине XIX века. Выбор пути. - М.: Кучково поле, 2016. - 400 с.


Колеса счастья (Wheels of Happiness, 2010)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год XX век Александр I Англия античность антропология археология Британия варяги Великая Отечественная война Великая отечественная война Великобритания Византия Витгенштейн Возрождение Восточная Европа Вторая мировая война геральдика Германия гражданская война Декабристы документы Древняя Греция Древняя Русь Европа жития святых Западная Европа идеология имагология Испания историография историописание исторический источник историческое знание историческое познание история история Европы история исторического знания история культуры история России История России история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история США история университетов история Франции Италия Китай книги колониализм колониальная политика Латинская Америка международные отношения микроистория ММКФ Москва национализм Ницше новая история Новое время новое время обзор Первая мировая война Петр I позднее Средневековье политическая история Польша Прибалтика Пьер Бурдье революция религиозные войны репрессии рецензия Рим Российская империя Россия Россия XVIII в. Санкт-Петербург Северная война советская историография социальная история Средневековая Русь средневековый город Средние века средние века СССР Сталин сталинская политика США Тевтонский орден Тихоокеанская война Украина фальсификация истории философия франковедение Франция Французская революция XVIII века Французский ежегодник холодная война христианство
Колеса счастья (Wheels of Happiness, 2010)

Колеса счастья (Wheels of Happiness, 2010)

Страна: Северная Корея
Режиссер: Чжон Кончо
В ролях: Ри Миян, Чжу Кумхян
Продолжительность

Одним из самых примечательных событий 33-его Московского Международного кинофестиваля явилась демонстрация северокорейской картины «Колеса счастья» режиссера Чжона Кончо. Программный директор фестиваля Кирилл Эмильевич Разлогов, представивший фильм российской публике, рассказал о своей давней мечте показать в рамках одной фестивальной программы кино обеих Корей. К сожалению, эта идея так и остается нереализованной. Виной тому, главным образом, позиция северокорейской стороны, не желающей, чтобы ее кино показывалось даже в одних и тех же залах с южнокорейскими фильмами, не говоря уже о создании некой общекорейской программы. Поэтому Московскому фестивалю приходится пока довольствоваться единичными картинами из, пожалуй, самой закрытой страны мира. В прошлом году на киносмотре показали фильм «Дневник военнослужащей» Чан Кил Хёна, поведавший историю девушки, которая, служа в армии, поначалу не понимала всей важности возложенной на нее миссии по охране удаленного железнодорожного перегона. В определенном смысле «Колеса счастья» затрагивают созвучную тему. Главная героиня фильма Чжи Хян также сначала не осознает необходимости своего общественного служения, предпочтя работе в архитектурном бюро тихую жизнь домохозяйки при муже-начальнике.

Когда-то Чжи Хян сама была твердохарактерной работающей женщиной, чрезвычайно ответственно относящейся к своим профессиональным обязанностям. Она даже позволяла себе шпынять младших коллег за опоздания по семейным обстоятельствам. Всё переменилось, когда ей вдруг показалось, что, задерживаясь вечерами в конторе, она пренебрегает своей семьей – детьми и мужем. Тогда Чжи Хян приняла радикальное решение, ушла со службы и всецело посвятила себя готовке, стирке и уборке. Спустя семь лет, однако, она передумала и вернулась на прежнее место работы. Коллеги приняли ее обратно с распростертыми объятьями, но у Чжи Хян всё равно возникли трудности. За годы добровольного простоя она утратила квалификацию. Кроме того недавно на высшем уровне было принято решение о компьютеризации северокорейского общества, и Чжи Хян оказалась совершенно не готова работать по-новому. Разумеется, в итоге ей удастся разрешить все проблемы, освоить компьютер и обрести истинное счастье в гармонии между семейной жизнью и доблестным трудом на благо общества. Чжи Хян примет участие и победит в архитектурном конкурсе на дизайн выставочного павильона национального костюма. Здание, которое она спроектирует, станет шедевром северокорейского зодчества, наглядно символизирующего собой величие идей «чучхе». Вы спросите – а при чем тут, собственно, «колеса»? Я отвечу – по ходу действия персонажи обмениваются рисунками, символизирующими их социальную ценность. На одной картинке изображена тачка с отломанным колесом, на другой – крылатая колесница.

В фильме есть множество примечательных моментов. Например, один из знакомых Чжи Хян, инвалид, передвигающийся в коляске, на вопрос, что с ним произошло, дает лаконичный ответ – получил ранение в морском сражении с врагом. Что за «враг» такой, пояснять никто не станет. Это и так понятно. В другом эпизоде коллега Чжи Хян, будучи в отпуске, вместо того, чтобы проводить время с детьми, на правах добровольца участвует в починке водопровода. Когда ее попросят объясниться, окажется, что закладка прорвавшихся водопроводных труб была спроектирована Чжи Хян незадолго до ухода в домохозяйки, когда личные сомнения мешали ей сконцентрироваться на работе. Поэтому сейчас сослуживица решила самоотверженным трудом искупить чужую ошибку.

Режиссер «Колес счастья» Чжон Кончо родился в 1944 году, а в 1966 году, окончив режиссерский факультет киноакадемии Пхеньяна, получил работу на Корейской киностудии, «флагмане» северокорейского кинопроизводства. С тех пор Кончо снял уже более 20 картин, среди которых семь частей многосерийного фильма «Лес качается», посвященного революционной тематике. Очевидно, такой заслуженный кинодеятель не мог создать ничего, что шло бы вразрез с официальной линией Трудовой партии Кореи, а партийные руководители КНДР прекрасно усвоили ленинский тезис о «важнейшем из искусств». «Колеса счастья» идеально соответствуют стилистике соцреализма, господствовавшей в советском кинематографе в середине XX века. Когда задаешься вопросом, насколько происходящее в кадре соответствует реальности, тут же вспоминаешь о «Кубанских казаках». При всём этом можно утверждать, что картина снята совсем недавно, хотя ни в одном документе Московского фестиваля и не удалось обнаружить указание на год ее выпуска. Косвенно на время создания фильма указывает как раз «компьютерная» составляющая сюжета. Как известно, курс на компьютеризацию был провозглашен в КНДР после программного выступления Ким Чен Ира в 2001 году.

К положительным сторонам картины можно отнести то, что ее сюжет выстроен весьма последовательно, характеры персонажей раскрыты, а их мотивации кристально прозрачны, хоть и «грешат» гипертрофированным альтруизмом. Действие разворачивается в настоящем, когда Чжи Хян пытается снова влиться в ряды трудящихся. Периодически персонажей настигают волны воспоминаний, и зритель видит, какие причины подвигли главную героиню уйти с работы и почему она потом изменила свое мнение. Режиссер почти не тратит время понапрасну, события на экране следуют с калейдоскопической быстротой, и весь фильм в итоге умещается менее чем в полтора часа. Несмотря на это, практически в каждом эпизоде действующие лица успевают вознести хвалу мудрости «великого руководителя» (он же «великий полководец»). Также Кончо исхитрился вставить в свою картину нескольких музыкальных интермедий, не привязанных к сюжетной линии, но воспевающих, как хорошо в стране Корейской жить.

Стоит признать, тема, затронутая в «Колесах счастья» не является надуманной и носит в современном мире универсальный характер. Проблема двойной занятости женщины, в профессиональной сфере и в домашнем хозяйстве, актуальна вне зависимости от того, провоцирует ли ее альтруистическая потребность внести вклад в достижение общественного блага, или эгоистичное желание самореализоваться посредством строительства карьеры, или же банальная невозможность содержать семью на одну зарплату. Решение, которое предлагают северокорейские товарищи, выглядит на редкость здраво. Оно состоит из двух компонентов, государственного и общественного. К первому, как легко понять, относится государственная поддержка работающих матерей, например, в форме создания сети доступных детских садов. В «Колесах счастья» есть эпизод, в котором некий мужчина шумно восторгается тем, как много власти КНДР сделали для облегчения жизни женщины. Главным его аргументом становятся именно детские сады. Государство также может выразить заботу о женщинах и в символической форме, например, учредив официальный праздник в честь равенства полов. Переломным для Чжи Хян становится момент, когда, зайдя с детьми в кафе, она застает там своих бывших коллег, весело отмечающих День равноправия.

Тем не менее, одних государственных действий всё равно может оказаться недостаточно, поскольку неформальная структура общества способна свести на нет любые официальные начинания. Следовательно, процесс женской эмансипации требует привлечения других участников. Прежде всего, речь идет, конечно, о членах семьи. Муж, каким бы значительным он себе ни казался и какую бы высокую должность он ни занимал, не должен считать зазорным забрать детей из детского сада и самостоятельно приготовить ужин. В конце концов, процесс готовки может даже ему понравиться. Так он сможет раскрыть новые грани своего таланта. При этом нужно понимать, что взаимопомощь не должна ограничиваться только семейным кругом. Если твоя коллега, заработавшись, забыла зайти в овощной магазин, не жадничай, отдай ей свой кочан капусты. В следующий раз, когда ты сама окажешься в подобной ситуации, помогут уже тебе. Главной проблемой подобных социальных проектов остается их умозрительность. Что надо сделать, чтобы равенство полов стало реальностью, нам известно. Нужно только найти способ заставить людей вести себя так же, как персонажи кинофильма.

Страница фильма на сайте КиноПоиск.ру


Автор:  ©  Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку



Рекламные статьи