Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

Мироненко С.В. Александр I и декабристы: Россия в первой половине XIX века. Выбор пути. - М.: Кучково поле, 2016. - 400 с.


Люди Икс: Первый класс (X-Men: First Class, 2011)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год XX век Александр I Англия античность антропология археология Британия варяги Великая Отечественная война Великая отечественная война Великобритания Византия Витгенштейн Возрождение Восточная Европа Вторая мировая война геральдика Германия гражданская война Декабристы документы Древняя Греция Древняя Русь Европа жития святых Западная Европа идеология имагология Испания историография историописание исторический источник историческое знание историческое познание история история Европы история исторического знания история культуры история России История России история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история США история университетов история Франции Италия Китай книги колониализм колониальная политика Латинская Америка международные отношения микроистория ММКФ Москва национализм Ницше новая история Новое время новое время обзор Первая мировая война Петр I позднее Средневековье политическая история Польша Прибалтика Пьер Бурдье революция религиозные войны репрессии рецензия Рим Российская империя Россия Россия XVIII в. Санкт-Петербург Северная война советская историография социальная история Средневековая Русь средневековый город Средние века средние века СССР Сталин сталинская политика США Тевтонский орден Тихоокеанская война Украина фальсификация истории философия франковедение Франция Французская революция XVIII века Французский ежегодник холодная война христианство
Люди Икс: Первый класс (X-Men: First Class, 2011)

Люди Икс: Первый класс (X-Men: First Class, 2011)

Страна: США
Язык:  английский
Режиссер: Мэттью Вон
В ролях: Джеймс Макэвой, Майкл Фассбендер, Кевин Бэйкон, Дженнифер Лоренс, Роуз Бёрн, Джэньюари Джонс, Николас Холт
Продолжительность: 132 min

Современная Россия не представляет для американцев опасности. Во всяком случае, так они сами думают. Согласно недавнему социологическому опросу агентства Gallup серьезную угрозу в России усматривают только 3% американцев. Для сравнения, Иран сочла врагом четверть опрошенных. Зато, по всей видимости, в Америке никто не забыл, что СССР являлся «империей зла». Чувствуя это, голливудские кинематографисты раз за разом возвращаются к теме «Холодной войны».

Два года назад на мировые экраны выходили «Хранители», экранизация одноименного графического романа Алана Мура, поставленная режиссером Заком Снайдером. Фоном, на котором развивался сюжет того фильма, было щемящее предчувствие неотвратимой ядерной войны между США и СССР. В прошлом году мы увидели шпионский боевик «Солт» Филлипа Нойса с Анджелиной Джоли в заглавной роли. В нем антагонистами являлись советские секретные агенты, окопавшиеся на территории Соединенных Штатов еще несколько десятилетий назад и не забывшие о своем миссии, несмотря на то, что подготовившего их государства больше нет на карте мира. На нынешней неделе в мировой прокат выйдет пятый фильм, снятый по комиксам «Люди Икс» издательства Marvel. Новая картина получила название «Люди Икс: Первый класс». Ее режиссером стал Мэтью Вон, ранее экранизировавший комикс «Kick-ass» (в российском прокате – «Пипец»).  Сюжетно «Первый класс» служит предысторией для остальных фильмов серии. Основная часть действия происходит в 60-ые годы XX века, в самый разгар «Холодной войны». Правда, стоит сразу оговориться, что не СССР является в картине олицетворением всего худшего. И не Америка. Супердержавы оказываются лишь пешками в сложной игре, затеянной одной очень могущественной и очень секретной организацией. Однако, обо всем по порядку.

Несколько слов об оригинальном комиксе, легшем в основу картины. Его фабулу составляет противоборство двух группировок «мутантов», существ, представляющих собой следующий этап эволюции человеческого вида. Каждый из мутантов наделен какими-нибудь сверхспособностями: кто-то умеет читать чужие мысли, кто-то способен проходить сквозь стены и прочие твердые предметы, кто-то может испускать лазерные лучи из глаз. Разумеется, у обычных людей наличие под боком таких «выдающихся» индивидов вызывает, в лучшем случае, настороженность, в худшем, откровенное неприятие и агрессию. Мутанты платят людям той же монетой. В их рядах есть две основные точки зрения, как выстраивать отношения с «простыми смертными». Первую из них воплощает телепат Чарльз Ксавье, прозванный «Профессор Икс». Он и поддерживающие его мутанты полагают, что им нужно стремиться к миру с людьми, интегрироваться в общество и ни в коем случае не прибегать к насилию как методу достижения этих целей. Антитезу данной позиции являет мутант Эрик Леншер, известный также как «Магнито», потому что способен созвать мощнейшие магнитные поля и через них манипулировать металлическими предметами. Он полагает, что мутанты должны стать доминирующим видом на планете, и если кто-то станет сопротивляться этому, его нужно просто уничтожить.

 

Легко догадаться, что в истории о хороших и плохих сверхлюдях скрываются аллюзии на отстаивание меньшинством своих прав и борьбу против дискриминации. Лидеров мутантов Ксавье и Леншера обычно сравнивают с двумя активистами борьбы за права чернокожих американцев Мартином Лютером Кингом и Малькольмом Икс. Тем не менее, в «Первом классе» будущий Магнито ассоциируется скорее с Симоном Визенталем. Как и знаменитый «охотник за нацистами», он путешествует по всему миру, выслеживает беглых эсэсовских палачей и призывает их к ответу за совершенные преступления. Причины у него самые что ни на есть личные. По происхождению Эрик Леншер – польский еврей, ребенком попавший в нацистские концлагеря и выживший в них только благодаря своим экстраординарным способностям. Во время поездки в Аргентину он нападает на след одного немецкого ученого, изверга, самолично застрелившего мать Эрика и ставившего над мальчиком жестокие эксперименты. Теперь путь мстителя лежит в США.

 

Тем временем агент ФБР Мойра Мактаггерт расследует антиамериканскую деятельность некого «Клуба адского пламени». У спецслужб есть основания полагать, что эта тайная организации, возглавляемая миллионером Себастьяном Шоу, симпатизирует коммунистам и поддерживает тесные контакты с Советским Союзом. В ходе расследования Мойра с изумлением обнаруживает, что члены «клуба» – не совсем люди. Сперва никто из начальства не принимает всерьез ее сбивчивый рассказ про «алмазную женщину» или про мужчину, умеющего создавать воздушные вихри. Тогда агент Мактаггерт решает найти кого-то вне стен ФБР, кто помог бы ей разобраться в ситуации. Этим человеком становится молодой профессор генетики Чарльз Ксавье. Ему и его сводной сестре Рэйвен, способной произвольно менять внешность, удается убедить спецслужбы в реальности существования мутантов.

 

К сожалению, сразу пресечь деятельность «Клуба адского пламени» не получается. Шоу и его сообщникам удается бежать из страны. В ходе неудавшейся спецоперации агенты ФБР и Чарльз Ксавье неожиданно сталкиваются с Эриком Леншером. Оказывается, под именем Себастьяна Шоу скрывается тот самый разыскиваемый им доктор-нацист. Ксавье и Леншер решают объединиться против общего противника. Вместе они собирают команду молодых мутантов, в состав которой вошли ученый-вундеркинд с обезьяньими лапами вместо ступней, стриптизерша с крыльями как у стрекозы, чернокожий подросток, адаптирующийся к любым внешним условиям, малолетний преступник, способный излучать разрушительные потоки энергии, а также юноша, умеющий издавать необычайно громкие звуки. Этой вот разнородной компании и предстоит остановить Шоу, в планах которого стравить США и СССР, чтобы на обломках старого мира, погибшего в ядерной войне, создать новый мир, предназначенный исключительно для мутантов. Однако именно победа, одержанная совместными усилиями, в итоге разведет Профессора Икс и Магнито по разные стороны баррикад.

 

История, рассказанная в «Первом классе» вызывает очевидные ассоциации со «Шпионом, который меня любил», десятой картиной в эпопеи о похождениях агента британской разведки Джеймса Бонда. Там тоже был злокозненный миллионер, вознамерившийся развязать «третью мировую войну» ради создания новой расы людей. Сходства можно обнаружить и с другими фильмами. Например, сцена с советским военным парадом очень сильно напоминает аналогичные кадры из упоминавшихся ранее «Хранителей». Режиссер не ставил перед собой задачу создать особенно оригинальное произведение. Главным было сделать картину зрелищной и увлекательной, и с этим Мэттью Вон справился отлично. Еще одной понятной целью для создателей «Первого класса» было стремление рассказать об истоках мира, где происходят события предыдущих картин из серии «Людей Икс». Откуда у персонажей взялись их странные прозвища? Почему Чарльз Ксавье прикован к инвалидному креслу? Кто создал «Церебро», аппарат, усиливающий телепатические способности Профессора Икс? Наконец, почему Ксавье и Леншер, будучи непримиримыми противниками, так сильно друг друга уважают? На все эти вопросы «Первый класс» действительно дает ответы. Но не только на них. Фильм идет немного дальше формальных объяснений «что» и «как». Большинство персонажей очень молоды, и им, естественно, хочется веселиться и валять дурака. В результате мир «Людей Икс» приобретает неожиданное правдоподобие, ведь его не слишком серьезный антураж в основе своей имеет подростковый взгляд на реальность.

 

Понятно, что сюжет не обходится и без рассуждений о природе конфликта большинства и меньшинства. Людям свойственно боятся всего, что выделяется на общем фоне. Страх выливается в желание уничтожить источник беспокойства. Первый же конкретный шаг в этом направлении – установление личности «чужаков». Другой идеей, к которой подводит нас фильм, становится утверждение, что иногда жертва лучше кого-либо способна понять собственного мучителя. Тогда круг жестокости замыкается, и гонимый сам превращается в гонителя. 

Страница фильма на сайте IMDb


Автор:  ©   Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку



Рекламные статьи