Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

Мироненко С.В. Александр I и декабристы: Россия в первой половине XIX века. Выбор пути. - М.: Кучково поле, 2016. - 400 с.


Железный рыцарь (Ironclad, 2011)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год XX век Александр I Англия античность антропология археология Британия варяги Великая Отечественная война Великая отечественная война Великобритания Византия Витгенштейн Возрождение Восточная Европа Вторая мировая война геральдика Германия гражданская война Декабристы документы Древняя Греция Древняя Русь Европа жития святых Западная Европа идеология имагология Испания историография историописание исторический источник историческое знание историческое познание история история Европы история исторического знания история культуры история России История России история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история США история университетов история Франции Италия Китай книги колониализм колониальная политика Латинская Америка международные отношения микроистория ММКФ Москва национализм Ницше новая история Новое время новое время обзор Первая мировая война Петр I позднее Средневековье политическая история Польша Прибалтика Пьер Бурдье революция религиозные войны репрессии рецензия Рим Российская империя Россия Россия XVIII в. Санкт-Петербург Северная война советская историография социальная история Средневековая Русь средневековый город Средние века средние века СССР Сталин сталинская политика США Тевтонский орден Тихоокеанская война Украина фальсификация истории философия франковедение Франция Французская революция XVIII века Французский ежегодник холодная война христианство
Железный рыцарь (Ironclad, 2011)

Железный рыцарь (Ironclad, 2011)


Страна: США, Великобритания
Язык: английский
Режиссер: Джонатан Инглиш
В ролях: Джеймс Пьюрфой, Брайан Кокс, Пол Джиаматти, Маккензи Крук, Кейт Мара, Эньюрин Барнард, Владимир Кулич
Продолжительность: 121 мин.

Гвозди б делать из этих людей…

Фильм режиссера Джонатана Иглиша, идущий в российском прокате как «Железный рыцарь», в оригинале носит название «Ironclad», что можно перевести как «нерушимый». Этот эпитет в равной мере относится и к месту, где разворачиваются показанные в картине события, и к ее главным действующим лицам. 

Британия. 1215 год. Король Иоанн Безземельный, заручившись благословением Ватикана и призвав на помощь датских наемников, пошел войной на баронов, что принудили его подписать Великую хартию вольностей. Одного за другим он уничтожает аристократов, осмелившихся покуситься на абсолютную власть монарха. Впрочем, мятежные бароны тоже не собирались сидеть сложа руки в ожидании, когда на их головы обрушится королевский гнев. Барон Олбани с небольшим отрядом верных ему людей решает захватить стратегически важный замок Рочестер и у его стен задержать войско Иоанна, пока Архиепископ Кентерберийский не договорится о вмешательстве французской армии. 

Много дней король осаждал Рочестер, раз за разом датчане шли на приступ, но благодаря мудрой фортификации замка и беспримерному мужеству его защитников все атаки оставались безуспешны. Лишь когда большинство укрепившихся в Рочестере мятежников пали в бою, солдатам Иоанна удалось, наконец, проникнуть внутрь неприступной твердыни. Как утверждается в «Железном рыцаре», несмотря на победу в той битве, королевские войска упустили инициативу в войне, что и привело в конечном итоге к их полному поражению и бесславной гибели Иоанна Безземельного. 

Однако, как это часто бывает, реальные события, известные нам по летописям, мало походят на их художественную интерпретацию. Хотя осада Рочестера и явилась, по словам историка Реджинальда Брауна, «одной из величайших военных операций того времени», не она определила результат противостояния короля и баронов. Уже после взятия замка Иоанн нанес своим противникам ряд чувствительных поражений. На исход войны куда большее влияние оказали преждевременная смерть короля от дизентерии и многочисленные предательства в рядах обеих враждующих сторон. 

Авторы фильма допускают вольности не только в общей оценке исторических событий, но и в отдельных деталях происходящего на экране. Осада Рочестера началась в середине октября и продолжалась полтора месяца. В фильме действие растягивается на явно больший срок. Силы защитников замка существенно уступали по численности армии Иоанна, но, тем не менее, их было значительно больше двадцати человек, как это заявлено в картине. Замок Рочестер в «Железном рыцаре» показан неприступной твердыней, одиноко возвышающейся посреди чиста поля, хотя в действительности он располагался на окраине одноименного города. Датчане, которых английский король презрительно именует язычниками и которым он обещает заступничество перед Папой Римским, к началу 13 века уже были обращены в христианство. 

 В фильме есть и еще один сомнительный с исторической точки зрения эпизод, связанный с датскими наемниками. Мы видим, как перед решающим штурмом замка они красят лицо синей краской. Этот военный ритуал, существование которого не имеет никаких документальных подтверждений, уже становится штампом для кино об античной или средневековой Европе. Правда, его обычно ассоциируют не со скандинавами, а с шотландцами, как, например, в «Храбром сердце» Мела Гибсона или в «Центурионе» Нила Маршалла. 

Фактически «Железного рыцаря» уместно причислять не к историческому жанру, а к фэнтази, хоть в сюжете и нет никакой магии. В персонажах картины легко обнаружить упрощенный вариант героев «Властелина колец» Питера Джексона. Так в примкнувшем к баронам тамплиере Томасе Маршалле, сыгранном Джеймсом Пьюрфоем, угадывается странник Арагорн. Брайан Кокс, исполнивший роль барона Олбани, вызывает в памяти короля Теодена. Молодой валлийский актер Эньюрин Барнард в роли простодушного сквайра и лицом, и прической, и повадками напоминает Элайджу Вуда в образе хоббита Фродо. Искусный лучник Маркс, сыграл которого Маккензи Крук, прямо ассоциируется с эльфом Леголасом. 

В свою очередь, из жестоких датских наемников, говорящих на резком, гортанном языке, получились превосходные орки. Их предводитель Тиберий, в роли которого предстал рослый чех Владимир Кулич, – ни дать ни взять боевой урук-хай Сарумана. Пожалуй, не удастся отыскать аналогию только для короля Иоанна, чей образ воплотил Пол Джиаматти, но и без этого ситуация получается весьма красноречивой. 

Средневековье, показанное в фильме, полностью оправдывает репутацию «темного времени»: архитектура и пейзажи мрачны, а людские нравы суровы. Зритель должен быть готов к весьма кровавым сценам сражений: многочисленным отрубленным конечностям, рассеченным надвое телам, вспоротым животам. Впрочем, в отличие от, например, упомянутого ранее Нила Маршалла для Джонатана Инглиша кровь на экране не является самоцелью. Она лишь один из компонентов, что позволяют создать брутальное и динамичное зрелище, затеняющее собой схематичных персонажей и невнятно прописанный сюжет. 

Несмотря на то, что симпатии режиссера однозначно находятся на стороне мятежных защитников Рочестера, по ходу действия трудно удержаться и не спросить, в чем, собственно разница, между ними и королем-тираном. Обе стороны конфликта используют для достижения целей иностранные войска и беззастенчиво попирают чужие права. В фильме есть примечательный эпизод, в котором барон Рочестера обвиняет барона Олбани, что тот вторгся в чужой дом, превратив его хозяев в заложников своих интересов. Разумеется, можно возразить, что король преследует только личные выгоды, тогда как повстанцы стремятся сделать хорошо для всех. «Ты с королем или со страной?» – такой вопрос звучит в другом фрагменте «Железного рыцаря». Однако когда создатели картины позволят Иоанну озвучить собственную позицию, монарх заявит, что бароны бросают вызов не только ему, но всем его предкам, веками защищавшим народ Англии. Вот и получается, что плоха не система, плохи люди. Народ вполне может благоденствовать и при республиканском, и при монархическом правлении. Главное, чтобы руководители в обоих случаях были мудры и справедливы. 

©   Максим Товкач


Автор:  ©  Максим Товкач
Тип:  Кинорецензия

Возврат к списку



Рекламные статьи