Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

http://xdtp.ru/

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Ширвиндт А.А. Проходные дворы биографии. - М. КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. – 312 с.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
США Рим СССР ММКФ Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время Южная Африка новая история Санкт-Петербург Европа Россия Англия Сталин Италия Москва варяги власть Польша Франко Вторая мировая война Первая мировая война раннее Средневековье Россия XVIII в. Испания история Франция Украина история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история Италии история России первой четверти XVIII в. история России середины XVII в. история Франции история культуры Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война новейшее время Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы семиотика экономика Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I античность археология Прибалтика геральдика Декабристы пропаганда переходные эпохи социальная история Российская империя Возрождение колониализм национализм Витгенштейн методология истории Французский ежегодник христианство антропология микроистория англоведение модернизация консерватизм историческое знание политическая история исторический источник историческое познание историография франковедение Средневековая Русь Тихоокеанская война средневековый город международные отношения историописание Великобритания интеллектуальная история XX век

Ширвиндт А.А. Проходные дворы биографии. - М. КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. – 312 с.

1 апреля вышла новая книга актера и режиссера Александра Анатольевича Ширвиндта
«Проходные дворы биографии» - книга, которая, по словам А.А. Ширвиндта, является «чехардой воспоминаний». А воспоминания о жизни у этого яркого и талантливого человека вовсе не скучные и размеренные.
О непростых моментах жизни Ширвиндт рассказывает в знаменитой ироничной манере, без снисхождения к себе и другим.
«Итак, «проходные дворы биографии». Маршрут простой: от самого начала, от родильного дома, до, слава богу, пока не самого конца».
Захотелось ностальгически пройтись «проходными дворами. Зачем это надо? Во-первых, чтобы нынешние не повторяли наших ошибок и, во-вторых, чтобы срочно захотели их повторить...
Как писал Пушкин: «И пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья перепишет...» Недавно мне пришло в голову, что перепишет – это не освежит, а даст другую версию. Очень страшно, когда твою жизнь будут переписывать. Умрешь, и перетряхнут все твои койки, письма. Так потихонечку индивидуальность превращается в версии исследователей.
А то и вообще перепутают тебя с кем-нибудь другим...
Виртуозный рассказчик, известный актер и режиссер, худрук Театра сатиры провел 1 апреля в РИА-Новости пресс-конференцию.
Повод был нешуточный – выход новой книги Александра Анатольевича.
Поздравить автора пришли его родные и друзья: жена Наталья Николаевна, сын Михаил Ширвиндт, писатель-сатирик Аркадий Арканов, актер Михаил Державин, певица Роксана Бабаян, тренер Елена Чайковская и многие другие.
С Михаилом Державиным у Александра Ширвиндта сложился крепкий творческий и дружеский союз, актеры неоднократно выступали с гастролями в разных регионах страны. И об этих гастролях на пресс-конференции вспомнил Михаил Михайлович: «Как только не коверкали наши фамилии на афишах во время выступлений на Дальнем Востоке. В основном «доставалось» Александру Анатольевичу – Ширвал, Ширвин. А на завершающем тур концерте городские тумбы украшали афиши с таким текстом: «У нас выступают известные московские артисты Дарвин и Равенглот»!
Пресс-конференция стала поводом вспомнить о нескольких примечательных событиях в жизни А.А. Ширвиндта. В свойственной ему манере он абсолютно серьезно рассказывал об анекдотических случаях из своей биографии. Оказалось, что Александр Анатольевич не любит розыгрыши, и никогда не разыгрывал своих друзей и коллег. А вот Михаил Державин регулярно придумывал, как повеселить окружающих, причем даже во время спектаклей.
На вопрос о современной сатире, остался ли этот жанр, или уже скончался, и кого из писателей-сатириков он назовет, А.А. Ширвиндт сказал: «Наших политиков и депутатов никто не пересатирит!».
Писатель-сатирик Аркадий Арканов, рассказывая о книге, отметил, что он очень рад за своего товарища. Интерес к творчеству Ширвиндта у публики огромный, но возникает вопрос: прочтут ли эту книгу? Ведь в ней нет «желтизны», пикантных закулисных подробностей жизни известных театральных артистов. А есть рассказ о жизни, о взаимоотношениях с коллегами, о том, как работает театр.
Как рассказал Александр Анатольевич, поводом для написания книги стало, «желание пройти по «проходным дворам биографии: во-первых, чтобы нынешние не повторяли наших ошибок, а во-вторых, чтобы срочно захотели их повторить...».
Ширвиндт А.А. Проходные дворы биографии. - М. КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. – 312 с.




Владимир Соболь. Проходим жизнь насквозь. Рецензия на книгу
Александр Ширвиндт. Проходные дворы биографии  М.: КоЛибри, 2013
В Петербурге есть множество проходных дворов. В детстве я знал многие и старательно использовал в трудные моменты жизни. Есть в городе и гигантский проходной двор. Даже не двор, а дворовое сообщество из полутора десятков «колодцев». Войдешь на Кировском проспекте, а выйдешь — на Кронверкской. Если, конечно, не заблудишься и не выкатишься на Скороходова (нынче Большую Монетную).
Проходные дворы, оказывается, есть и в Москве. Да и как им не быть, как не случиться в любом нашем городе, в любой судьбе нашего современника. Вот и Александр Ширвиндт находит проходные дворы в своей биографии, проезды, проходы к памятным местам жизни. Войдешь туда в семьдесят с гаком, а выскочишь десятилетним. А может быть, вспомнишь и те события, что случились еще до твоего рождения. «Я с легкостью смотрю // на снимок давних лет, // Вот кресло — говорю, // Меня в нем только нет…» — писал Александр Кушнер.
Все хорошо, если только не ожидать от актера связного рассказа. Есть, конечно, пример Георгия Жженова, но лучше всем нам обойтись без таких памятных мест биографии. Можно вспомнить и Людмилу Гурченко, но… Что говорить, есть у некоторых людей таланты во многих областях деятельности. Есть возможность творческому человеку проявить себя и на сцене, и перед камерой, и в письме. Остальным же приходится довольствоваться и тем, что отвесила, отвалила нелегкая наша судьбина.
Александра же Ширвиндта кроме актерских способностей жизнь одарила еще и наблюдательностью, и памятью, и чувством юмора. А также — редкость большущая — минимальным запасом зависти. Творческий человек без зависти — noncense , невозможная ошибка природы. Не можем мы заниматься упорной работой и — не обращать внимания на коллег. Толстой в своих дневниках признавался, что завидует кому-то из английских романистов: умеет же, черт, состряпать занимательно фабулу… Но Ширвиндт умеет радоваться своим коллегам — в частности, той же Людмиле Гурченко. «Она была блистательная театральная актриса и в кино могла делать все, что угодно… актриса была универсальная — драматическая и архихарактерная…»
Талант, чувство юмора и — очевидный минимализм в зловредности. Такое сочетание весьма редко, а потому Ширвиндта выдвинули в художественные руководители родного его Театра. Но и сцена его не отпустила. Тут-то и начинаются главные наши проблемы. Как же остаться своим и все-таки сделаться главным? Помню до сих пор один из главных принципов руководства, которому меня долго учили: «не можешь отменить пьянку — возглавь её…» Ширвиндту, как можно заключить из текста, удалось это вполне. Он даже смог уволить хорошего артиста, который чуток зарвался на волне своей популярности. А худрук, сделавшись на минуточку монстром, все-таки уважения коллектива не потерял. Таким способностям может позавидовать любой читатель. Боятся многих, а почитают лишь избранных.
Но каждому человеку хочется выговориться. Может быть, даже в прямом смысле. Текст книги Александра Ширвиндта частенько напоминает заметки на полях, как если бы он наговаривал на диктофон, а верный секретарь/редактор расшифровывал и сглаживал некоторые известные обороты. Автор не чурается ненормативной лексики, но, слава богу, пользуется ей лишь в личном общении. Чем законно гордится:
Не скажем ни слова по поводу мата.
— Про то ушутились уже!
Но больше, чем в зданьях, построенных Татой,
У мата его этажей!
Приведенная цитата выдернута из рифмованного приветствия юбиляру Ширвиндту. А упомянутая Тата — жена, единственная женщина, которой посвящен объемистый раздел книги. Похоже, что здесь чувство юмора и здравый смысл изменили и автору, и редактору. Ну, да ладно. Но эпилог безусловно примиряет нас с Александром Анатольевичем:
«Я ненавижу злых, скупых и без юмора. Социальная принадлежность, политическая платформа, степень воровства меня совершенно не волнуют. Воруй, но с юмором. Фашист, но дико добрый…»
Последняя фраза, на мой взгляд, неудачный оксюморон. Но в остальном остаюсь солидарен с каждым словом, союзом и знаками препинания.

Тип:  Рецензия

Возврат к списку