Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на рассылку
Сетевое партнерство
|
Ширвиндт А.А. Проходные дворы биографии. - М. КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. – 312 с.Добавить рецензию | Мои рецензииШирвиндт А.А. Проходные дворы биографии. - М. КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. – 312 с.1 апреля вышла новая книга актера и режиссера Александра Анатольевича Ширвиндта«Проходные дворы биографии» - книга, которая, по словам А.А. Ширвиндта, является «чехардой воспоминаний». А воспоминания о жизни у этого яркого и талантливого человека вовсе не скучные и размеренные. О непростых моментах жизни Ширвиндт рассказывает в знаменитой ироничной манере, без снисхождения к себе и другим. «Итак, «проходные дворы биографии». Маршрут простой: от самого начала, от родильного дома, до, слава богу, пока не самого конца». Захотелось ностальгически пройтись «проходными дворами. Зачем это надо? Во-первых, чтобы нынешние не повторяли наших ошибок и, во-вторых, чтобы срочно захотели их повторить... Как писал Пушкин: «И пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья перепишет...» Недавно мне пришло в голову, что перепишет – это не освежит, а даст другую версию. Очень страшно, когда твою жизнь будут переписывать. Умрешь, и перетряхнут все твои койки, письма. Так потихонечку индивидуальность превращается в версии исследователей. А то и вообще перепутают тебя с кем-нибудь другим... Виртуозный рассказчик, известный актер и режиссер, худрук Театра сатиры провел 1 апреля в РИА-Новости пресс-конференцию. Повод был нешуточный – выход новой книги Александра Анатольевича. Поздравить автора пришли его родные и друзья: жена Наталья Николаевна, сын Михаил Ширвиндт, писатель-сатирик Аркадий Арканов, актер Михаил Державин, певица Роксана Бабаян, тренер Елена Чайковская и многие другие. С Михаилом Державиным у Александра Ширвиндта сложился крепкий творческий и дружеский союз, актеры неоднократно выступали с гастролями в разных регионах страны. И об этих гастролях на пресс-конференции вспомнил Михаил Михайлович: «Как только не коверкали наши фамилии на афишах во время выступлений на Дальнем Востоке. В основном «доставалось» Александру Анатольевичу – Ширвал, Ширвин. А на завершающем тур концерте городские тумбы украшали афиши с таким текстом: «У нас выступают известные московские артисты Дарвин и Равенглот»! Пресс-конференция стала поводом вспомнить о нескольких примечательных событиях в жизни А.А. Ширвиндта. В свойственной ему манере он абсолютно серьезно рассказывал об анекдотических случаях из своей биографии. Оказалось, что Александр Анатольевич не любит розыгрыши, и никогда не разыгрывал своих друзей и коллег. А вот Михаил Державин регулярно придумывал, как повеселить окружающих, причем даже во время спектаклей. На вопрос о современной сатире, остался ли этот жанр, или уже скончался, и кого из писателей-сатириков он назовет, А.А. Ширвиндт сказал: «Наших политиков и депутатов никто не пересатирит!». Писатель-сатирик Аркадий Арканов, рассказывая о книге, отметил, что он очень рад за своего товарища. Интерес к творчеству Ширвиндта у публики огромный, но возникает вопрос: прочтут ли эту книгу? Ведь в ней нет «желтизны», пикантных закулисных подробностей жизни известных театральных артистов. А есть рассказ о жизни, о взаимоотношениях с коллегами, о том, как работает театр. Как рассказал Александр Анатольевич, поводом для написания книги стало, «желание пройти по «проходным дворам биографии: во-первых, чтобы нынешние не повторяли наших ошибок, а во-вторых, чтобы срочно захотели их повторить...». Ширвиндт А.А. Проходные дворы биографии. - М. КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. – 312 с. Владимир Соболь. Проходим жизнь насквозь. Рецензия на книгу Александр Ширвиндт. Проходные дворы биографии М.: КоЛибри, 2013 В Петербурге есть множество проходных дворов. В детстве я знал многие и старательно использовал в трудные моменты жизни. Есть в городе и гигантский проходной двор. Даже не двор, а дворовое сообщество из полутора десятков «колодцев». Войдешь на Кировском проспекте, а выйдешь — на Кронверкской. Если, конечно, не заблудишься и не выкатишься на Скороходова (нынче Большую Монетную). Проходные дворы, оказывается, есть и в Москве. Да и как им не быть, как не случиться в любом нашем городе, в любой судьбе нашего современника. Вот и Александр Ширвиндт находит проходные дворы в своей биографии, проезды, проходы к памятным местам жизни. Войдешь туда в семьдесят с гаком, а выскочишь десятилетним. А может быть, вспомнишь и те события, что случились еще до твоего рождения. «Я с легкостью смотрю // на снимок давних лет, // Вот кресло — говорю, // Меня в нем только нет…» — писал Александр Кушнер. Все хорошо, если только не ожидать от актера связного рассказа. Есть, конечно, пример Георгия Жженова, но лучше всем нам обойтись без таких памятных мест биографии. Можно вспомнить и Людмилу Гурченко, но… Что говорить, есть у некоторых людей таланты во многих областях деятельности. Есть возможность творческому человеку проявить себя и на сцене, и перед камерой, и в письме. Остальным же приходится довольствоваться и тем, что отвесила, отвалила нелегкая наша судьбина. Александра же Ширвиндта кроме актерских способностей жизнь одарила еще и наблюдательностью, и памятью, и чувством юмора. А также — редкость большущая — минимальным запасом зависти. Творческий человек без зависти — noncense , невозможная ошибка природы. Не можем мы заниматься упорной работой и — не обращать внимания на коллег. Толстой в своих дневниках признавался, что завидует кому-то из английских романистов: умеет же, черт, состряпать занимательно фабулу… Но Ширвиндт умеет радоваться своим коллегам — в частности, той же Людмиле Гурченко. «Она была блистательная театральная актриса и в кино могла делать все, что угодно… актриса была универсальная — драматическая и архихарактерная…» Талант, чувство юмора и — очевидный минимализм в зловредности. Такое сочетание весьма редко, а потому Ширвиндта выдвинули в художественные руководители родного его Театра. Но и сцена его не отпустила. Тут-то и начинаются главные наши проблемы. Как же остаться своим и все-таки сделаться главным? Помню до сих пор один из главных принципов руководства, которому меня долго учили: «не можешь отменить пьянку — возглавь её…» Ширвиндту, как можно заключить из текста, удалось это вполне. Он даже смог уволить хорошего артиста, который чуток зарвался на волне своей популярности. А худрук, сделавшись на минуточку монстром, все-таки уважения коллектива не потерял. Таким способностям может позавидовать любой читатель. Боятся многих, а почитают лишь избранных. Но каждому человеку хочется выговориться. Может быть, даже в прямом смысле. Текст книги Александра Ширвиндта частенько напоминает заметки на полях, как если бы он наговаривал на диктофон, а верный секретарь/редактор расшифровывал и сглаживал некоторые известные обороты. Автор не чурается ненормативной лексики, но, слава богу, пользуется ей лишь в личном общении. Чем законно гордится: Не скажем ни слова по поводу мата. — Про то ушутились уже! Но больше, чем в зданьях, построенных Татой, У мата его этажей! Приведенная цитата выдернута из рифмованного приветствия юбиляру Ширвиндту. А упомянутая Тата — жена, единственная женщина, которой посвящен объемистый раздел книги. Похоже, что здесь чувство юмора и здравый смысл изменили и автору, и редактору. Ну, да ладно. Но эпилог безусловно примиряет нас с Александром Анатольевичем: «Я ненавижу злых, скупых и без юмора. Социальная принадлежность, политическая платформа, степень воровства меня совершенно не волнуют. Воруй, но с юмором. Фашист, но дико добрый…» Последняя фраза, на мой взгляд, неудачный оксюморон. Но в остальном остаюсь солидарен с каждым словом, союзом и знаками препинания. Тип: Рецензия |