Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Theios Sophistes: Essays on Flavius Philostratus' Vita Apollonii / Ed. by K. Demoen, D. Praet. Leiden; Boston: Brill, 2009. XVI, 405 p.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
США Рим СССР ММКФ Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время Южная Африка новая история Санкт-Петербург Европа Россия Италия Англия Сталин варяги Москва власть Польша Франко Вторая мировая война Первая мировая война раннее Средневековье Россия XVIII в. Испания история Франция Украина история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история Италии история России первой четверти XVIII в. история России середины XVII в. история Франции история культуры Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война новейшее время Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы семиотика экономика Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I античность Прибалтика археология геральдика Декабристы пропаганда переходные эпохи Российская империя социальная история Возрождение национализм колониализм Витгенштейн методология истории Французский ежегодник христианство микроистория антропология англоведение консерватизм модернизация историческое знание политическая история историческое познание исторический источник историография франковедение Средневековая Русь средневековый город Тихоокеанская война международные отношения историописание Великобритания интеллектуальная история XX век

Theios Sophistes: Essays on Flavius Philostratus' Vita Apollonii / Ed. by K. Demoen, D. Praet. Leiden; Boston: Brill, 2009. XVI, 405 p.

Theios Sophistes: Essays on Flavius Philostratus' Vita Apollonii / Ed. by K. Demoen, D. Praet. Leiden; Boston: Brill, 2009. XVI, 405 p.

В последнее десятилетие наблюдается нарастание интереса исследователей к изучению творчества Флавия Филострата II (Старшего) и, в частности, к восьми книгам его повествования о странствующем философе-пифагорейце . В этом отношении показательно появление объёмного сборника, куда вошли 15 статей, посвящённых «Жизни Аполлония Тианского». На протяжении столетий издатели и филологи-классики весьма скептически отзывались о литературной и художественной ценности этого труда . Историки также неоднократно высказывали сомнения в информационной значимости этого источника. Однако начиная с 70-х гг. ХХ в. произошёл пересмотр традиционных оценок и подходов, и «Жизнь Аполлония Тианского» рассматривается как важнейший источник для изучения греческой культуры, особенно литературы и идеологии эпохи принципата. Этот труд во всём своём стилистическом, композиционном и смысловом многообразии стал объектом разносторонних междисциплинарных исследований. Идея подобных исследований была реализована в рамках долгосрочного проекта (2003–2007 гг.), осуществляемого сотрудниками Гентского университета, по инициативе которых в январе 2006 г. в Брюсселе состоялась конференция, посвящённая «Жизни Аполлония Тианского». Участниками конференции стали многие известные специалисты, в т.ч. и те исследователи, которые стояли у истоков «реабилитации» филостратова «Аполлония» (И. Боуи, Г. Андерсон, Э. Коскенниеми, Й. Флинтерман). Материалы этой конференции легли в основу рецензируемого издания.
Сборник состоит из двух частей. Первая посвящена литературоведческой и филологической проблематике, вторая – культурным, философским и религиозным аспектам. Тем не менее такое членение весьма условно в силу очевидной взаимосвязи двух направлений. Можно также выделить ряд статей, помещённых в разные части издания (В. Гизлинк и К. Демоэна, Г. Майлза, Т. Ширрена, Дж. Моргана, Д. Прэта, М. ван Ютфанга), проблематика которых связана с общей трактовкой «Жизни Аполлония Тианского». Мы рассмотрим в первую очередь содержание именно этих шести работ, а остальные статьи упомянем в том порядке, в котором они расположены в сборнике.
В течение долгих десятилетий среди исследователей существовало чёткое разделение на тех, кто считал повествование Филострата об Аполлонии более или менее правдивым, основанным преимущественно на фактах, и тех, кто рассматривал этот труд как авторский вымысел, предназначенный для развлечения читательской аудитории. В настоящее время учёные признают, что подобное противопоставление является упрощением, но заменить указанную двойственность оценок некоей новой обобщающей характеристикой пока не удаётся. Так, В. Гизлинк и К. Дэмоэн (Author and narrator: fiction and metafiction in Philostratus’ Vita Apollonii, р. 95–128) рассматривают «Жизнь Аполлония Тианского» как художественное произведение, результат авторского творчества, обращая внимание на псевдодокументальность изложения, которая время от времени появляется в тексте, и показывают контраст между Филостратом-рассказчиком, позиционирующим себя как честного историографа, и Филостратомя-автором, в котором искушённый читатель мог бы увидеть литератора, «играющего» в правдивость.
В статье Г. Майлза (Reforming the eyes: interpreters and interpretation in the Vita Apollonii, p. 129–160) затрагивается вопрос о самопозиционировании автора посредством применяемых им объяснительных моделей. Г. Майлз обращает внимание на то, каким образом в тексте преподносятся различного рода интерпретации, принадлежащие как самому автору, так и героям его сочинения. Первая часть статьи посвящена толкователям и объектам толкования (с. 129–147), вторая (с. 147–160) – рассуждениям Аполлония об искусстве (II. 22; VI. 19). Следуя, по всей видимости, одному из новых подходов к исследованию древнегреческого романа , Майлз предлагает т.н. «аполлониево прочтение» труда, которое всё же не даёт ключа к пониманию всего текста, если, конечно, такой ключ вообще существует.
Т. Ширрен (Irony versus eulogy. The Vita Apollonii as metabiographical fiction, р. 161–186) усматривает в «Жизни Аполлония Тианского» изрядную долю иронии. По его мнению, целью автора, действовавшего по заказу Юлии Домны, было прославление Аполлония как сверхчеловека, но вместе с тем в образе главного героя наблюдаются неоднозначность и двойственность, заметные искушённому читателю. Вероятно, Филострат либо обращался к аудитории двух типов, либо допускал два возможных варианта интерпретации. Аргументация исследователя основана на подборе ряда пассажей, настолько парадоксальных, что они могут служить индикаторами ироничности всего текста. Вместе с тем автор проводит сопоставление «Жизни Аполлония Тианского» и «Против Гиерокла» Евсевия. Аргументы исследователя, безусловно, заслуживают внимания, его семь примеров ироничности повествования убедительны сами по себе, но достаточно ли их для того, чтобы пересматривать общее толкование такого сложного и объёмного текста?
Дж. Морган (The Emessian connection: Philostratus and Heliodorus, p. 63–282) рассматривает труд Филострата в контексте эпохи Северов, видя в нём образец религиозной пропаганды. Он ставит «Жизнь Аполлония Тианского» в один ряд с «Эфиопикой» Гелиодора как предположительно одновременным текстом, где затрагивается множество сходных тем. Статья начинается с обширного перечня совпадений между двумя сочинениями, а затем следует вывод, что в обоих источниках отображается идеальное государство (соответственно индийская брахманская община и Эфиопия). Если рассматривать оба произведения как результат творчества людей из окружения Юлии Домны , то можно обнаружить связь между «солнечными» городами, родиной Юлии Эмесой и культом бога Гелиогабала. Тем не менее, оба идеала представлены в текстах, по крайней мере, отчасти как эллинские. Дж. Морган объясняет это желанием Юлии и её двора подчеркнуть совместимость эмесского культа и греко-римской религии в противовес радикализму её племянника.
Наиболее смелая интерпретация памятника принадлежит Д. Прэту (Pythagoreanism and the planetary deities: the philosophical and literary master-structure of the Vita Apollonii, р. 283–320). По его мнению, в основе всего произведения лежит астрологический композиционный принцип. Восемь книг сочинения соответствуют восьми планетарным богиням. Последовательность книг – это путь через разные планетарные сферы, от низшей к высшей. Последняя книга символизирует вознесение Аполлония на небеса. Согласно Д. Прэту, идея такого путешествия имеет аналогии в неопифагорейской мысли (с. 312), и Филострат, следовательно, гораздо больше причастен к неопифагореизму, чем считалось ранее. Подобная трактовка, несмотря на спекулятивный характер аргументации, побуждает задуматься о сложности и смысловой многогранности повествования Филострата об Аполлонии Тианском.
М. ван Ютфанг (La Vie d’Apollonius de Tyane et le discours hagiographique, р. 335–374), сосредоточившись на более традиционной проблематике, рассматривает совпадения между трудом Филострата и другими языческими сочинениями о «святых людях», а также христианской агиографией и евангелиями. Он начинает с исчерпывающего обзора работ по данной проблематике, затрагивает вопрос о смысловой нагрузке термина   и рассматривает «Жизнь Аполлония Тианского» в русле своей концепции «агиографического повествования» (discours hagiographique) как специфический литературный жанр .
А. Билло (Le choix narrratifs de Philostrate dans la Vie d’Apollonios de Tyana, р. 3–20) исследовал влияние на труд Филострата традиций античного энкомия и биографии. Он попытался проследить влияние канонов этих жанров, восходящих к Исократу и Ксенофонту, и отмечает, как далёк от них автор «Жизни Аполлония Тианского». Его оригинальность, по мнению исследователя, определяется также «метабиографическим» дискурсом, т.е. рефлексией самого автора над мотивами, определяющими его выбор.
Статья Г. Ботера (Towards a new critical edition of Philostratus’ Life of Apollonius: the affiliation of the manuscripts, p. 21–56) посвящена проблемам критики самого текста. Долгое время стандартом было издание Кайзера 1844 и 1870 гг., которое стало основой для версии в Loeb Classical Library под редакцией Конибира. Новое издание (2005) под редакцией Джонса вышло с некоторой правкой, но Г. Ботер обосновывает необходимость полномасштабной критики всего источника и подготовки нового издания.
И. Боуи (Quotation of earlier texts in      p. 57–74) даёт обзор пассажей из «Жизни Аполлония», содержащих топосы и цитаты из греческой литературы. Статья включает в себя две таблицы с перечнем цитат и ссылок сначала в порядке очерёдности, а затем в алфавитном порядке по именам цитируемых авторов. Исследователь обращает внимание на то, в каких случаях имеет место цитирование и каких авторов цитирует Филострат. Его выбор весьма традиционен. Лидирует Гомер, но есть и авторы, сочинения которых дошли во фрагментах или вообще не сохранились (Сапфо, Ортагор, Юба Мавретанский). Упоминание их имён и произведений объясняется вниманием Филострата к экзотической географии.
П. Гроссардт (How to become a poet? Homer and Apollonius visit the mound of Achilles, p. 75–94) рассматривает «Жизнь Аполлония Тианского» в контексте изучения рецепции Гомера в период империи. Он обращается к эпизоду, когда Аполлоний встречается с духом Ахилла (IV. 11–16). Он также проводит некоторые интересные параллели с биографической традицией повествования о Гомере и «Правдивыми историями» Лукиана (с. 75–82).
Л. ван дер Штокт («Never the twain shall meet?» Plutarch and Philostartus’ Life of Apollonius: some themes and techniques, p. 187–210) проводит детальный анализ текста введения к «Жизни Аполлония Тианского» и исследует сходство и различие между Филостратом и Плутархом, уделяя особое внимание биографии Нумы Помпилия, предписания которого, согласно Плутарху, напоминают о пифагорейском учении.
Проблематика статьи Г. Андерсона (Folklore versus fakelore: some problems in the Life of Apollonius, p. 211–224) отличается от большинства статей сборника. Ему интересен не столько текст самого Филострата, сколько дофилостратова традиция повествования об Аполлонии. Его цель – провести различие между данными устной традиции и авторским творчеством.
Статья Й. Флинтермана (Apollonius’ ascention, р. 211–224) посвящена восхождению Аполлония на небо (VIII. 30). Он помещает этот эпизод в один ряд с другими аналогами, начиная от Геракла у Диодора до Ромула у Дионисия и Плутарха. Автор обращает внимание на то, что путешествие в загробный мир Аполлоний совершает из храма Диктинны (Бритомартиды) на Крите, и объясняет данное обстоятельство мифологией, сложившейся вокруг культа этой богини.
К. Джонс (Some letters of Apollonius of Tyana, р. 249–262) предпринял исследование писем Аполлония и предположил, что Аполлоний Тианский – это не кто иной, как римский гражданин Луций Помпей Аполлоний.
Работа Э. Коскенниеми (The Philostratean Apollonius as a teacher, p. 321–335) представляет собой детальный анализ позиционирования Филостратом Аполлония как учителя.
Издание снабжено подробным указателем, а также обширным списком литературы, который является хорошим подспорьем для специалистов.
В сборнике представлен довольно широкий спектр современных направлений изучения «Жизни Аполлония Тианского», затронута практически вся традиционная проблематика исторических и филологических исследований – специфика восприятия и репрезентации автором прошлого, отражение в его труде современных ему римских политических реалий, но наибольший интерес представляет постановка новых вопросов, в т.ч. общей интерпретации труда. В ряде работ предпринимается попытка дать новое концептуальное толкование памятника в целом. Характерная черта практически всех этих исследований – актуализация какого-то одного аспекта, будь то «ирония», «астрология», «неопифагореизм», «религиозная пропаганда» или «агиографический дискурс». Само присутствие сразу нескольких подобных работ на страницах одного издания свидетельствует о том, что такой подход, безусловно способствуя более глубокому осмыслению текста, всё же не даёт целостного представления о концептуальном своеобразии opus magnum Филострата, которое предстаёт перед читателями как сложный и многогранный памятник греческой литературы времён Второй софистики.

Опубликовано: SH. Вып. XI. M., 2011. С. 302-308.


Автор:   Марков К.В.

Тип:  Рецензия

Возврат к списку