Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.

Мироненко С.В. Александр I и декабристы: Россия в первой половине XIX века. Выбор пути. - М.: Кучково поле, 2016. - 400 с.


Geary, P. The Myth of Nations: The Medieval Origins of Europe. Princeton, 2002. – XII + 199 p.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год XX век Александр I Англия античность антропология археология Британия варяги Великая Отечественная война Великая отечественная война Великобритания Византия Витгенштейн Возрождение Восточная Европа Вторая мировая война геральдика Германия гражданская война Декабристы документы Древняя Греция Древняя Русь Европа жития святых Западная Европа идеология имагология Испания историография историописание исторический источник историческое знание историческое познание история история Европы история исторического знания история культуры история России История России история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история США история университетов история Франции Италия Китай книги колониализм колониальная политика Латинская Америка международные отношения микроистория ММКФ Москва национализм Ницше НКВД новая история Новое время новое время обзор Первая мировая война Петр I позднее Средневековье политическая история Польша Прибалтика революция религиозные войны репрессии рецензия Рим Российская империя Россия Россия XVIII в. Санкт-Петербург Северная война советская историография социальная история Средневековая Русь средневековый город Средние века средние века СССР Сталин сталинская политика США Тевтонский орден Тихоокеанская война Украина фальсификация истории философия франковедение Франция Французская революция XVIII века Французский ежегодник холодная война христианство
Geary, P. The Myth of Nations: The Medieval Origins of Europe. Princeton, 2002. – XII + 199 p.

Geary, P. The Myth of Nations: The Medieval Origins of Europe. Princeton, 2002. – XII + 199 p.

Как не что другое, этническая история может быть поставлена на службу риторике агрессивного национализма. Сама научная история в ее современном обличии возникла в XIX веке в качестве прямого порождения и инструмента европейских националистических идеологий. Она изначально была и в основном остается подчиненной такому образу народов и государств, который является фактом нашего времени. По мнению выдающегося американского историка Патрика Гири, история в нашей культуре способна сыграть и другую роль. Все зависит от нашей потребности и воли. Из грандиозного самообмана историческая наука может стать критическим инструментом нашего мышления.

«Эпоха переселения народов» – образец посеянного руками историков патриотического недоразумения. Гири принимает на себя роль критика. В самом понятии акцент сделан на «переселении». Мы поступим рассудительно, если спросим себя еще и о том, что мы подразумеваем под словом «народ»?

Прежде всего потребуется отметить нашу зависимость от мира представлений древних авторов, которые оказываются для нас источниками нашей осведомленности. Рим и Греции виделись им «обществами». Варвары – «племенами». Римская империя сделала римлянами половину света. Быть римлянином – социальный навык и правовое определение. Римлянами становятся, до цивилизации умственно и нравственно дорастают. Варварами родятся. Кому не дано жить в цивилизованном обществе, тех заведомо не может сплотить ничего, кроме глухого, животного зова крови. За подобными описаниями варварских «народов» и «переселений» в конечном счете встает античный стереотип понимания того, как соотносятся «цивилизация» и «варвары». Античные писатели загоняют себя в интеллектуальный тупик тем, что не признают у варваров наличия «общества», видят в них сплошные «народы», отправляют само понятие «народ» куда-то в область биологии. Едва ли мы обязаны плестись в хвосте чужих идеалов и интеллектуальных способностей.

Если варварский мир разрушил Римскую империю, то это потому, что сначала Римская империя разрушила варварский мир. Рим и был настоящей причиной тех катаклизмом, которые потрясли Европу и в конечном счете привели к катастрофе его. Военный, политический, культурный пресс империи уничтожал устоявшиеся формы жизни той части Европы, которая оставалась за ее границами. Завороженные величием и богатствами цивилизации средиземноморского юга, варвары стремились к тому же. Успех предприятия был настолько полным, что к концу античности, когда готы, бургунды, франки оказались хозяевами Римской империи, для них было уже совершенно невозможно представить самих себя, не прибегая к этнографическим, политическим, нравственным категориям древнего Рима.

Варварские народы, в конечном счете утвердившиеся на территории Римской империи, стали продуктом драматического кризиса традиционных варварских обществ, который разразился с конца II века. Новые народы, отныне построенные для войны, совпадают с войском. Присоединяя разрозненные группы искателей приключений, ассимилируя разбитых врагов, новые германские племена слагались из разных людей, которые собирались вокруг относительно небольшого ядра и очень скоро начинали чувствовать себя сопричастными этому ядру и его этнической традиции. Имя единого народа и было средством организовать людей. Подлинная этническая история «эпохи переселения народов» – это история непрерывного изменения, радикального нарушения преемственности, политических и культурных зигзагов, замаскированных повторяющимся присвоением старых слов для определения новой реальности.

Забирая власть, варвары не думали разрушать Римскую империю. Она их интересовала как готовый источник знаков жизненного успеха и материальных средств. На землях империи они искали ее благ. Настоящая борьба между римским правительством и ними развертывается за передел наличных административных и, следовательно, финансовых ресурсов. Варварские королевства стали прямым продолжением административных форм Римского государства.

Ответственный взгляд историка открывает преходящую самобытность этнических и политических единств, их характер процессов, наконец, их дискурсивную природу. Народы – умственные явления, из которых родятся человеческие поступки. Взятые в исторической перспективе, внешне они выглядят движущимися из прошлого в будущее монолитами. Сплошь и рядом мы примерно так и выражаемся. Это не лишено смысла, но чересчур образно. К тому же, лучшим образом народной жизни, по запоминающемуся определению П. Гири, могла бы служить река Гераклита, в которую нельзя вступить дважды. В глазах наблюдателя, всерьез желающего смотреть и видеть, народы предстают беспрерывным процессом становления народов.



Тип:  Рецензия

Возврат к списку