Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Toomaspoeg K. Les Teutoniques en Sicile (1197–1492) // Collection de l’École française de Rome, 321. - Rome: École française de Rome, 2003. 1012 p.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год США Рим СССР ММКФ Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Англия Италия Сталин Москва варяги Польша власть и общество Вторая мировая война Первая мировая война Россия XVIII в. Испания история Франция Украина геноцид славяне учебник история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России Древняя Греция история Европы история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история России XVIII в. история Франции история культуры история университетов Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы аннотация социализм Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I Прибалтика античность археология геральдика Декабристы имагология социология агиография Реформация социальная история Российская империя Возрождение национализм колониализм Витгенштейн гражданская война Куликовская битва Французский ежегодник христианство микроистория антропология историческое знание политическая история исторический источник историческое познание историография франковедение Средневековая Русь средневековый город Тихоокеанская война международные отношения историописание Великобритания XX век
Toomaspoeg K. Les Teutoniques en Sicile (1197–1492) // Collection de l’École française de Rome, 321. - Rome: École française de Rome, 2003. 1012 p.

Toomaspoeg K. Les Teutoniques en Sicile (1197–1492) // Collection de l’École française de Rome, 321. - Rome: École française de Rome, 2003. 1012 p.

Фолиант, в котором свыше тысячи страниц, представляет собой докторскую диссертацию Кристиана Тоомаспоэга, посвящённую теме пребывания Тевтонского ордена на Сицилии. Рыцари имели на Сицилии владения с 1197 вплоть до их экспроприации в 1492 г. Бальяж ордена на Сицилии управлялся капитулом, расположившимся в монастыре Святой Троицы в Палермо; образовавшееся таким образом учреждение рыцари назвали «lа Magione» (итал. «приют, жилище»). В монографии анализируются политические, экономические, религиозные и социальные аспекты истории Тевтонского ордена на Сицилии. Автор опирается на широкий круг источников и литературы (их краткий обзор представлен на первых двадцати страницах). Широко использованы документы Тайного государственного архива Прусского культурного наследия (Geheimes Staatsarchiv Preussischer Kulturbesitz) в Берлине в рамках фонда письменного архива ордена (Ordensbriefarchiv). Автором внимательно изучены неопубликованные письма, характеризующие отношения бальяжа и центров принятия решений в ордене ХV в. История ордена на Сицилии представлена в трёх частях основного текста. В приложении воспроизводятся документы, иллюстрирующие различные аспекты этой истории (р. 453–906); почти сто страниц монографии отведено под подробные индексы имён и топонимов (р. 907–1006). 

В первой части «Создание и консолидация бальяжа (1197–1291)» (р. 21–166) характеризуется история обоснования тевтонских рыцарей на Сицилии, положение ордена в эпоху императора Фридриха II и далее – вплоть до падения Сен-Жан-д’Акра. Событийная история дополняется характеристикой экономических особенностей управления орденскими владениями, социальных отношений братии с клиентами и зависимыми лицами в рассматриваемый период. Появление тевтонских рыцарей на Сицилии вписывается в геополитический контекст итальянских завоеваний Генриха VI. Рыцари (среди которых первоначально доминировали братья голландского происхождения) обосновались в заброшенном цистерцианском монастыре и получили ряд земель и зданий в Палермо. Возник бальяж ордена, который начал выстраивать отношения с местными элитами, опираясь на союзников покойного Генриха VI на Сицилии. В первые годы своего правления в качестве сицилийского короля знаменитый Фридрих II был не очень расположен к ордену, но изменил своё отношение с 1217 г. в расчёте на помощь рыцарей в борьбе за имперский трон. Великий магистр ордена контролировал бальяж напрямую вплоть до 1225 г. (подчёркивается роль Германа фон Зальца); архивы «lа Magione» даже играют роль центральных орденских архивов. 

Автор монографии описывает долгий процесс адаптации ордена к сицилийскому обществу. Несмотря на иностранное происхождение ордена (и с его зависимостью от универсалистской имперской и понтификальной политики), происходила его постепенная адаптация к сицилийскому обществу (формирование системы клиентелы, маневрирование между различными династиями). Падение Сен-Жан-д’Акра изменило основы существования «la Magione». История консолидации завершилась, началась история защиты его интересов. Этому процессу посвящена вторая часть монографии – «Борьба за выживание (1292–1391)» (р. 167–274). Характеризуются сложная эволюция взаимоотношений братии и власти в течение ХIV века, анализируется экономическое положение бальяжа, обсуждаются вопросы отношений братьев и сицилийского общества. Теперь тевтонцы были преимущественно немецкого происхождения (районы побережья Рейна, Франкфурта, Эльзаса). История ордена на Сицилии в этот период отмечена четырьмя крупными явлениями: а) перемещение великих магистров в Мариенбург (1309) после падения Сен-Жан-д’Акра и постепенная передача управления бальяжами в Средиземноморье германским магистрам; б) экономический подъём, который переживала Сицилия в 1290–1300 гг., и последующий кризис; в) новое усиление гибеллинской политики и вмешательство Людвига Баварского в междоусобицы на Сицилии; г) общая нестабильность на острове в связи с ослаблением центральной власти. В ХIV в. орден создаёт на Сицилии сеть небольших местных церквей, которые управлялись капелланами и гарантировали укрепление взаимоотношений тевтонцев и сицилийцев на местном уровне. 

Следуя традиционной политике покровительства меньшинствам, капитул оказывал поддержку немцам в Палермо, взаимодействовал с еврейской общиной. Сеть клиентелы в целом оставалась стабильной вследствие взаимных экономических интересов и семейных традиций. К 1391 г. «la Magione» на Сицилии представляла собой сицилийское религиозное учреждение иностранного происхождения, независимое от местной церкви, но глубоко укоренённое в местном социуме. В заключительной части «Уход (1392–1492)» (р. 275–424) автор следует той же логике описания взаимодействия братии с местными элитами, экономических успехов и неудач, отношений «la Magione» и общества. Дополнительный аспект истории ордена на Сицилии, который удаётся реконструировать хотя бы фрагментарно для ХV века, – повседневная жизнь братьев. На это столетие падает вхождение ордена в прямую зависимость от королевского двора (к началу ХIV в. на Сицилии окончательно утвердились арагонские короли), что обозначало постепенное удаление «la Magione» от центральных органов управления орденом: к 1470-м годам «la Magione» обрёл автономию от ордена. К концу ХV в. командор распоряжался 7 фьефами, 5 сельскими доменами и примерно 16 городскими владениями. Завершается история тевтонцев на Сицилии ликвидацией бальяжа и выездом рыцарей с острова, что было тесно связано с процессом создания территориальных монархий. Автор восстанавливает причины потери орденом бальяжа на Сицилии: а) усиление стремления Арагонского королевства взять под опеку «вакантные» религиозные учреждения; б) отсутствие достаточных средств у ордена для удержания средиземноморских бальяжей; в) ослабление призывов папства к возобновлению крестовых походов; г) возникшие у ордена трудности в снабжении Сицилии рыцарями; д) утрата интереса к Средиземноморью у голландцев, доминировавших первоначально в составе братии; е) изменение менталитета – трансформация духа сицилийских тевтонцев, ставших жадными до личной свободы, власти и ресурсов. Последний пункт рассуждений К. Тоомаспоэга раскрывается в 12-й главе, посвящённой повседневной жизни рыцарей. Характеристика нравов братии оказалась возможной благодаря уникальному источнику – незавершённому отчёту о проверке дел в бальяже, которую осуществили в сентябре 1491 г. Адольф фон Герольдсек и Вильгельм фон Вайблинген. Ревизоры прибыли в Палермо для изучения вопросов, связанных с попытками экспроприации бальяжа со стороны королевства. Опрос членов капитула неожиданно выявил ряд взаимных обвинений, дающих прекрасно представление о «многочисленных деталях жизни тевтонцев в конце ХV в.». Основным «героем» отчёта стал командор Генрих Хёмайстер (Hoemeister), типичный представитель раннего Возрождения. Ловкий дипломат и предприимчивый администратор, он оказался вдобавок весьма неразборчивым в сексуальных связях субъектом. Члены капитула обвинили его одновременно в наличии пятерых любовниц, многочисленного потомства от них и гомосексуальных контактах. 

Разумеется, Хёмайстер также был компанейским человеком, любившим закатывать вечеринки, одаривать своих возлюбленных и играть в карты, словом, имел вкус к развлечениям. Ряд обвинений был признан командором, в ходе его объяснений выявились различные скандальные факты в отношении других членов капитула: один любил застолья и сожительствовал со светской женщиной; второй злоупотреблял выпивкой и нередко бывал наказан за кражи; третий был несдержан на язык и вообще вёл ночной образ жизни. Вероятно, одной из причин того, что все эти малоприятные характеристики оказались преданы гласности, был жёсткий нрав командора, который постоянно наказывал братьев – заточением, побоями и ограничением в питании и карманных деньгах. 

Подробности личной жизни братьев, сохранившиеся в отчёте, интерпретируются автором монографии в свете общей тенденции к индивидуализации жизни тевтонцев. Включённость членов ордена в светскую жизнь палермской знати, организация торжественных приёмов и вечеринок в бывшем монастыре, подарки драгоценностей любовницам – все эти стороны повседневной жизни братии стали следствием изменения в менталитете, вызванного постепенной утратой связи бальяжа с руководством ордена. Братья конца ХV века, жадные до личной свободы и принятые в обществе, совсем не похожи на тех суровых воинов, которые прибыли на Сицилию тремя столетиями раньше. В заключении монографии (р. 425–433) автор поднимается на следующий уровень обобщения, представляя палермскую «la Magione» моделью средневековой церкви (ecclesia), географически удалённой, но юридически зависимой от папы и императора. Эволюция этого религиозного института происходит в трёх фазах – создание, консолидация и ликвидация бальяжа. Первоначальное обоснование братьев на чужой земле предполагает консолидацию ценой адаптации к местным порядкам. 

Эта адаптация порождает перемену в статусе бальяжа: «дом Святой Троицы госпиталя Святой Марии тевтонцев в Иерусалиме» стал «домом Святой Троицы тевтонцев в Иерусалиме» и наконец просто «домом Святой Троицы». Роль «la Magione» постепенно повышалась, особенно в связи с тем, что она располагалась в Палермо в отличие от госпитальеров и тамплиеров, которые имели свои фьефы на Сицилии. Предшествующая историография, по мнению К. Тоомаспоэга, недооценивала значение тевтонских рыцарей в политической жизни Сицилийского королевства. Автор постарался в своей монографии опровергнуть положения о том, что рыцари были вне политической эволюции королевства и не играли в его развитии никакой военной роли. Три исторических фазы в развитии «la Magione» на Сицилии, резюмирует К. Тоомаспоэг, таковы: Зарождение в период конвергенции международных явлений: папская политика крестовых походов совпала по времени с конкретизацией имперской идеи Гогенштауфенов. 

Эти два феномена привели к институционализации присутствия немцев в Средиземноморье путём передачи бальяжа на Сицилии Тевтонскому ордену. Консолидация бальяжа происходила в условиях равновесия интересов папы и императора. Неизбежная адаптация. Транснациональный институт был вынужден укорениться в местном сообществе, с этой целью создавалась сеть местной клиентелы, завязывались отношения с элитами на острове. Экспроприация в момент рождения государств раннего Нового времени. Сильная центральная власть и унификация испанских государств и Сицилии в государстве нового типа отмечают закат «la Magione». 

Для сильной центральной власти «la Magione» была производителем экономических ресурсов, а командор рассматривал себя как хозяина владений, которыми он управлял. В результате сложной дипломатической игры командор «la Magione» покинул Сицилию – владения бальяжа были экспроприированы. История тевтонских рыцарей, утративших под средиземноморским солнцем свой воинственный дух, закончилась.

Опубликованоhttp://ordoteutonicus.ru/obzory-literatury/45-toomaspoehg-k-tevtontsy-na-sitsilii.html


Автор:  © Илья Дементьев
Тип:  Рецензия

Возврат к списку