Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на рассылку
Сетевое партнерство
|
Бурдье П. Политическая антология Мартина Хайдеггера /пер. с франц. А. Т. Бибкова, Т. В. Анисимовой. М.: Праксис, 2003. 272 с.Добавить рецензию | Мои рецензииБурдье П. Политическая антология Мартина Хайдеггера /пер. с франц. А. Т. Бибкова, Т. В. Анисимовой. М.: Праксис, 2003. 272 с.Работа крупнейшего французского социолога Пьера Бурдье (1930–2003) о Мартине Хайдеггере «задумана прежде всего как упражнение в методе». Его суть заключена в снятии ложного и непродуктивного противопоставления индивидуального и коллективного, открытии коллективного «в самом сердце индивидуального» в форме habitus – благоприобретенных индивидуальных диспозиций. Обращаясь к философскому творчеству Мартина Хайдеггера, Бурдье стремится прежде всего найти новый путь анализа философских произведений – не политическое и не философское, не исключительно внешнее или исключительно внутреннее их прочтение; скорее он пытается связать оба подхода, представляя «политическую антологию Мартина Хайдеггера» как «политическую точку зрения, которая формулируется исключительно как философская». Таким образом оказывается возможно разъяснить загадку Хайдеггера – принятие им нацизма – не сводя его философию к политическому жесту, но одновременно и не отсылая ее в область чистых идей, безразличных к отношению с миром ее автора. Хайдеггеровская философия обнаруживает себя как система политических взглядов, по мысли Будье, органичных «идеологическому настроению» Веймарской Германии. Оно функционирует как некое этическое и политическое направление умов, позволяя «в каждом отдельном случае производить нечеткие и общие различия, которые никогда полностью не совпадают с различиями другого пользователя, но и не являются абсолютно разными; поэтому они придают всем проявлениям этого времени некий дух единства, не поддающийся логическому анализу». Составные моменты самобытного «идеологического настроения» Веймарской Германии, на взгляд Бурдье, тщательно переработаны в философии Хайдеггера посредством «обратного перевода» в соответствии с автономной логикой поля философского производства и его собственной социальной траекторией Автор: © Игорь Дубровский Тип: Рецензия |