Монография известного московского историка-медиевиста А.И. Сидорова посвящена одному из важных аспектов духовной культуры эпохи, которая на удивление давно не обращала на себя должного внимания отечественных исследователей. В самом деле, после фундаментального труда рано умершего А.С. Вязигина («Идеалы «Божьего царства» и монархия Карла Великого») в нашей медиевистике появлялись только отдельные статьи и заметки Л.Н. Беркута, А.А. Фортунатова и некоторых других медиевистов разных эпох (порой эти работы носят более обзорный, чем исследовательский характер). Ныне большинство из них известно лишь ограниченному кругу специалистов. В какой-то мере этот пробел восполняют статьи В.К. Ронина, но, к сожалению, уже длительное время он не связан с российской наукой.
В совокупности же, всё сказанное следует признать почти необъяснимым парадоксом, поскольку первостепенная важность каролингского времени в истории формирования средневековой цивилизации не подвергается (и никогда не подвергалась) сомнению.
Итак, книга посвящена духовной культуре каролингской эпохи, а точнее – историописанию. Уже этот факт можно было бы приветствовать. Однако книга А.И. Сидорова – не просто труд, закрывающий формальную лакуну в исследовании соответствующего исторического периода. Это, вне сомнения, полноценное и оригинальное исследование, не лишённое отдельных спорных мест, но выполненное на приличном европейском уровне (слава Богу, наконец-то пришло то время, когда работы наших медиевистов можно оценивать по этой – самой высокой – планке). Оценка, адекватная труду, затраченному автором, требует иных, более широких рамок, чем позволяет ограниченный объём краткой аннотации. Поэтому, оставляя за собой право на полноценную рецензию в серьёзном печатном издании, представлю здесь лишь отдельные краткие замечания, призванные не столько дать характеристику исследованию, сколько обратить на него читательский интерес.
Во-первых, работа стала естественным продолжением серии публикаций историографических памятников каролингского времени, осуществлённых самим А. И. Сидоровым (либо подготовленных при его непосредственном участии) начиная с 1999 г. Автор и здесь оказался верен себе, представив в приложении русский перевод «Деяний мецких епископов» Павла Дьякона.
Во-вторых, вызывает уважение уровень эрудиции исследователя. Он явствует уже из содержания вступительного раздела, в котором читатель обнаружит краткий, но исчерпывающий очерк истории изучения средневековой историографии вообще, и каролингской – в частности. Вместе с тем, автором привлекались все основные издания источников, и, более того, рукописная традиция. Её специальное описание содержится в «Приложении 2» («Памятники каролингской историографии в западноевропейской рукописной традиции IX – XII вв.»). Немаловажная деталь: А.И. Сидоров использовал в процессе исследования материалы как петербургских собраний (ОР Российской национальной библиотеки), так и парижской Национальной библиотеки.
В-третьих, переходя к характеристике основной части, обратим внимание на то, что, пожалуй, ни один из историков каролингского времени не был упущен из поля зрения автора. Главу за главой (всего их шесть) А. И. Сидоров исследует особенности манеры историописания, отличающие тексты Павла Диакона, Эйнхарда, Астронома, Тегана Тирского, Нитхарда, Регинона Прюмского и, наконец, знаменитого санкт-галленского Ноткера Заики (его «Деяний Карла Великого»).
Наконец, в-четвёртых, в числе авторских выводов наиболее интересными и обоснованными представляются замечания об отсутствии абсолютно единой манеры историописания, свойственной всем без исключения каролингским историкам, особенностях использования ими источников (устных и письменных), состава их аудитории и др.
Воистину, перед нами не просто оригинальное издание, но и труд, содержащий ценнейшие сведения справочного характера (последнее замечание прямо адресовано вузовским преподавателям истории Средних веков).
И, в заключение, несколько вопросов предварительного характера, адресованных автору (подробнее о том же – чуть позднее и в другом месте). Первый: как он представляет себе предысторию каролингской историографии (ибо начинает прямо с Павла Диакона – одной из вершин мастерской историописания каролингского времени)? В частности, какое влияние на формирование особенностей стиля этой мастерской оказали как минимум три культурные традиции «предкаролингского» седьмого столетия, связанные множеством уз с землями, на которых формировалась каролингская держава (я имею в виду традиции собственно франкскую, а также испанскую и англо-саксонскую)? Второй: при несомненной репрезентативности круга использованных источников, они представлены почти исключительно краткими анналами. Почему? Скажем, в какой мере наблюдения, сделанные на материале «Деяний мецких епископов» Павла Диакона, могут быть распространены на его же «Историю лангобардов»? Наконец (третий), как соотносятся формы исторического сознания, представленные в анналах, с одной стороны, и иных типах исторических сочинений, например, таких оригинальных, как поэма Эрмольда Нигелла «Во славу Людовика [Благочестивого]»?
Надеюсь, эти вопросы сами по себе будут небезынтерсны автору, а потенциальному читателю они дадут дополнительный стимул для того, чтобы не откладывать прочтение представленной здесь любопытной книги «на потом».