Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


01.10.2020

Изображения и текст в средневековых рукописях: стратегии взаимодействия

Сегодня иллюминированные рукописи все чаще привлекают внимание не искусствоведов и историков искусства, а обычных историков. Это означает, что в современной исторической науке стремительно меняется отношение к изображению. В нем видят не «иллюстрацию» письменного слова, но самостоятельный «текст», обращенный к определенной аудитории, понятный ей, отвечающий ее интересам, потребностям и ценностным установкам. При этом признается, что изображение существует не только само по себе, но рядом, вместе, а то и внутри письменного текста, вступая с ним в сложные, нелинейные взаимоотношения и нередко играя здесь ведущую роль. 

Мы хотели бы обсудить круг вопросов, связанных с разными аспектами взаимодействия изображения и текста. Основное внимание уделим следующим проблемам:

  • конспектирование, резюмирование, обобщение письменного текста при помощи изображения; 
  • интерпретация, пояснение (комментирование)письменного текста при помощи изображения; 
  • дополнение, развитие, усложнение содержания письменного текста при помощи изображения; 
  • наделение письменного текста новыми смыслами и значением при помощи изображения; 
  • письменный текст как дополнение к изображению. 

Мы хотели бы рассмотреть эти вопросы на примере конкретных иллюминированных рукописей VI – XV вв. с текстами разного содержания – историографическими, литературными, научными, богословскими и т.д. С одной стороны, мы попытаемся выявить общие принципы взаимодействия образа и слова, независимо от тематической направленности и специфики конкретного текста. С другой – понять, существуют ли здесь какие-то особые «правила игры» применительно к текстам разных жанров и разной тематики.

Программа

10.00 – 13.00

Приветственное слово (А.И. Сидоров)

Сидоров Александр Иванович (ИВИ РАН) Способы взаимодействия изображения и текста в каролингских иллюминированных рукописях

Орецкая Ирина Анатольевна (ГИИ) Соотношение изображений и текста в греческих рукописях IX века

Виноградов Андрей Юрьевич (НИУ ВШЭ) Богородица-Заступница в византийских рукописях: образ, текст и контекст

Пожидаева Анна Владимировна (НИУ ВШЭ) Персонификации Дней Творения в западноевропейском искусстве XI-XIII веков: от мифологии к календарю и обратно

Майзульс Михаил Романович (РГГУ) Обман, превращения и иллюзии: от текста к изображению и обратно

13.00 – 14.00 – ОБЕД

14.00 – 16.00

Мереминский Станислав Григорьевич (ИВИ РАН) Изображение и текст в исторических трудах Ральфа Дицето

Серегина Дарья Анатольевна (НИУ ВШЭ) Иконографические программы полностью иллюстрированных английских псалтирей XIII – начала XIV вв.: принципы соотношения текста и образа

Тогоева Ольга Игоревна (ИВИ РАН) Миниатюры правового содержания во французских хрониках XIV-XV вв.: между иллюстрацией и текстом

Антонов Дмитрий Игоревич (РГГУ) Визуализация невидимого и геометрия образа в русской лицевой рукописи

Подведение итогов


Программа:  Загрузить

Возврат к списку


Материалы по теме:

Раздел не найден.

Раздел не найден.